Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Через социальную сеть

Чайничская (Чайничка Красница)


«Нигде еще я не видел такого странного городока, всего холмистого и пересеченного. Он кажется одновременно веселым, опасным и страшным», записал в своих путевых заметках известный Эвлия Челеби, попавший в Чайниче в далеком 1664 году. Действительно, подобное впечатление создастся у любого, увидевшего этот городок, зажатый между речкой Яниной, Цицелем и Чивчи холмом на более 800 метров над уровнем моря. Никто не знает когда и кем он основан, но редкие православные не слышали про храм в Чайниче и его чудотворную икону Пресвятой Богородицы.

Известны и многозначительные стихи: «Какое им дело, кого это касается, что я хожу в храм в Чайниче!» А в Чайниче чаще всего ходят 21 сентября, на праздник Рождества Пресвятой Богородицы.

Заметил это и Эвлия Челеби, назвавший Чайниче «прогулочным местом», так как туда приходят люди из соседних мест на ярмарку. Его наметанный глаз путешественника упустил лишь старую церковь, посвященную Успению Пресвятой Богородицы; возможно, он ее, маленькую и почти до половины вросшую в землю, просто не заметил.

Церковь из времен Неманичей

Первую православную церковь в области Чайниче датируют началом 15 века. Древнейшая запись о ней находится на обложке старого рукописного «Пролога», по сей день хранящегося в ризнице храма. В книге, переписанной более пяти веков назад, содержится краткое описание жизни святителей. Под названием церкви в этой книге указан 1492 год. Не говорится, что церковь именно тогда воздвигнута, а что о ней тогда впервые упоминается, из чего следует, что она существовала и раньше. Нет данных о первоначальном виде этого православного памятника. О нем вообще не сохранилось никаких письменных данных - лишь следы фундамента. Такой скромный вид, простота архитектурных форм, углубленность в землю были присущи древним церквям во времена турецкого владычества. Храм построен из бута с цементным раствором.

В 1943 году, между 11 и 12 апреля, церковь пострадала от взрыва. Остались только голые стены. После войны ее восстановили и вновь освятили 20 июля 1946 г.

Чудотворная икона

В 1857 г. в Чайниче началось строительство прекрасного храма, получившего название Новая церковь. Его построил зодчий Петр Тодорович из Велеса со своей артелью, украсив его резным иконостасом, иконами и настенной росписью. Освящение и первое богослужение состоялось шесть лет спустя, так что теперь Чайниче имеет две церкви, расположенные рядом. Новый храм, также посвященный Пресвятой Богородице, размером побольше, и построен в стиле древних восточных храмов.

Еще в прошлом веке Новая церковь претерпела повреждения от сильных землетрясений. Во время Второй мировой войны, когда итальянцы произвели взрыв на церковном дворе, церковь также значительно пострадала. В таком виде она простояла до 1950-ых, когда приходской священник, иеромонах Василий Доманович, при участии церковных властей, возглавляемых его высокопреосвещенством митрополитом Нектарием, начал восстановление этого величественного строения. Восстановленную церковь освятил Патриарх Сербский Герман с владыками на праздник Рождества Пресвятой Богородицы.

В церкви хранятся древние рукописи, печатные книги и иконы. Среди них и известная икона Пресвятой Богородицы, написанная, по церковному и народному преданию, евангелистом Лукой. Она подобна иконам в Иерусалиме и на Афоне. Чудотворную икону принесли из монастыря Баня (недалеко от г. Прибой на р. Лим), и в Чайницкой церкви она находится уже свяше 400 лет.

Своей славой Чайниче обязан только данной иконе, ибо из-за нее городок стал известным местом паломничества.

Эта икона - единственный сохранившийся образ такого типа и одновременно единственная дошедшая до нашего времени икона 14 в. в Боснии и Герцеговине. Как уже упоминалось, считается, что она написана святым апостолом Лукой, так как похожа на иконы его же кисти, которые находятся, соответственно, в Иерусалиме и в сербском монастыре Хиландар на Афоне.

Икона двусторонняя. На лицевой стороне деревянной доски - Богоматерь с Младенцем-Христом на руке, а на обратной - святой Иоанн, Креститель и Предтеча Господень, благословляющий правой рукой. Образа потемнели от старости и, наверное, от пожара. Сейчас видны только лики, так как остальные части фигур до пояса - под великолепно исполенной серебряной позолоченной ризой. Оклад выполнен золотых и серебряных дел мастером Ристо Андричем в 1868 г.

«Он весь ушел в работу, закрыл свою мастерскую, и три года благоговейно и настойчиво работал дома, пока не закончил свой шедевр. Металлическая корона Богородицы была украшена алмазом величиной с небольшой лесной орех, и еще несколькими поменьше, которые вынули и украли офицеры и солдаты пресловутой `Чертовой дивизии`», - сказано в монографии об иконе.

Впоследствии икону несколько раз переписывали, кажется, в 16 веке. Подлинный красочный слой сохранился на ликах, но точную очередность позднейших записей трудно определить без снятия воска, покрывающего сейчас всю поверхность.

Уникальная иконографическая особенность Богородицы Чайничской - то, что Она держит Богомладенца Христа не на левой, а на правой руке. Согласно преданию, это связано с тем, что святому Луке при написании этой иконы позировала Сама Богородица. Подобный нерукотворный образ Богородицы имел центром своего культа монастырь Абрамитов в Константинополе. Существует относительно небольшое число фресок и икон подобного типа: Богородицы с Богомладенцем на правой руке - благодетельницы и помощницы нуждающимся. Подобный иконографический тип представлен в образах Богородицы Хиландарской (13 в.), Богоматери Знамение (Эпискепсис) из церкви святого Врача в Охриде (вторая половина 14 в.) - и в образе Богородицы Чайничской.

Путешествие святыни

Существует мнение, что чудотворная икона сначала принадлежала семье Неманичей. Потом царь Урош, благополучно исцелившись от долгой болезни, в благодарность пожертвовал чудотворный образ монастырю Баня. Там икона находилась до того времени, когда мощи святого Саввы вынесли из монастыря Милешева для сожжения, а монастырь Баня в том же турецком походе сожгли и ограбили. Кто-то из крестьян спас икону из огня и принес в Чайниче, где она потом 370 лет простояла в старой церкви, после чего ее перенесли в новую. В 1868 г. прошел слух о том, что монастырь Баня будет восстановлен, и икону вернут обратно, что взбудоражило все Чайниче, причем не только православных, но также мусульман, католиков и евреев, хотевших даже с оружием в руках воспрепятствовать этому, так что икона осталась в Чайниче. Когда во время Второй мировой войны итальянцы произвели взрыв, частично обрушив новый храм и ограбив его, сербы из Чайниче спасли часть церковных книг и икону. Ее спрятали в одном сербском доме, потом перенесли в церковь в селе Стреняча, между городками Чайниче, Фоча и Плевля, и наконец, для большей надежности, в одну пещеру. Опасаясь возможности осквернения святыни, благочестивые люди выставили перед пещерой круглосуточную охрану. В маленькой пещере периодически совершалось богослужение, и народ на коленях протискивался через узкий вход, чтобы помолиться перед чудотворным образом.

Впоследствии икону из пещеры перенесли в церковь села Слатина под г. Фоча, потом церковь села Трпине, где она и встретила окончание Второй мировой войны. После войны церковь в Чайниче восстановили, и икона наконец вернулась на свое место. Сегодня она находится на специальном богато украшенном возвышении у северо-западной стены, в центральной части храма, неподалеку от алтаря.

Как мальчик заговорил

Уже веками народ приходит к этой святыне, веря и уповая на Ее помощь. Правда, остались незаписанными многие чудеса, происходившие по искренней вере и при помощи Богоматери и Ей посвященной чудотворной иконы. Местные жители говорят, что чудеса происходили еще в бытность иконы в монастыре Баня. Одно из них записано еще до Первой мировой войны в «Житиях святых» за август. Одного мальчика римско-католического вероисповедания, уроженца г. Зеница, родители привели к чудотворной иконе потому, что он онемел. И у иконы немой заговорил. Священник Иоанн в этот момент читал молитву, а потом машинально спросил мальчика: «Ты когда перестал говорить?» Мальчик ему ответил: «Тогда, когда я испугался», и описал, чего и когда он испугался. Он заговорил, а его родители пали на колени перед святыней. Икона помогает и не православным, но приходящим к Богородице с верой в то, что Она поможет. Из-за постоянного наплыва паломников поблизости от церкви организована небольшая гостиница.

Поделиться:

Обязательно к просмотру:
Икона Николая Чудотворца, значение, фото
Семистрельная икона Божией Матери, день празднования, значение, фото
Икона всех скорбящих Радость Божией Матери, день празднования, значение, фото
Иверская икона Божией Матери, день празднования, значение, фото
Всего комментариев: 0
avatar