Картушинская


Среди икон, прославившихся в Синодальный период, можно назвать икону Богоматери Картушинскую, которая находилась в селе Картушино Стародубского уезда Черниговской губернии (ныне - Стародубский район Брянской области). Название образа носило топонимический характер, прославление было локальным, в пределах уезда, известность образ получил только в XIX столетии.

Композиция заключена в овал. Иконография образа весьма характерна. Богоматерь изображена без Младенца, поясно, в трехчетвертном повороте влево. Лик юной Девы Марии скорбен. Голова склонена, глаза опущены вниз. Руки молитвенно сложены перед грудью. Пальцы сжаты в два кулачка, один на другом. Многочисленные складки ткани скрывают всю фигуру Богоматери, кроме лика и сжатых кистей рук. Мафорий мягкими складками овально обрамляет лик, оставляя открытыми высокое чело и волосы. Спускаясь вниз, ткань на плече справа легла крупной складкой, уходящей за спину.

Подобный извод, в котором Богоматерь изображалась без Младенца, появился в России в XVII веке и имел западноевропейское происхождение. В его основе лежит поясной вариант изображения Девы Марии в сцене «Благовещения». В русской иконописи Нового времени наиболее ярким примером является образ «Радость Всех Радостей» («Серафимово Умиление»). Однако он имеет ряд иконографических разночтений с Картушинской иконой, в частности, положение рук Богоматери.

В выявлении особенностей протографа немаловажную роль сыграло изучение сохранившихся списков Картушинской иконы из церковных и частных собраний. Они позволили вьивить характерные особенности данного извода.

На одном из списков находится надпись, позволяющая раскрыть смысловое значение образа: «Боже, утоли мою печаль», которая трактуется как молитвенное воззвание Богоматери к Господу, чтобы Он утолил ее скорбь (печаль) о страданиях Сына. Мотив скорбящей Богоматери отсылает к строкам пророчества, данного старцем Симеоном в день Сретения: «И Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк. 2,35), говорящего о грядущей великой скорби для Богоматери в день Распятия Христа.

Эти строки нашли свое воплощение в ростовом (или реже поясном) изображении Богоматери с молитвенно сложенными руками и огромным мечом или кинжалом в груди, которое было широко распространено не только в живописи, но и в гравюре, в том числе и в русской иконописи Нового времени, как извод «Умягчение злых сердец» («Семистрельная»).

Композиция имела как ростовое, так и поясное решение. В качестве иллюстрации последнего служит икона из Черниговского архитектурно-художественного заповедника (Украина). И хотя изображение кинжала отсутствует, смысл скорби раскрывается пояснительной надписью: «Душевную мою язвы ныне исцели Сыне мой// Пречистая вопияше слезящш», по смыслу идентичная надписи на списке Картушинской иконы.

Иконы подобного извода имели распространение в Стародубском уезде Черниговской губернии (юго-запад Брянской области). Характерная композиция, доминирующий темный цвет, мотив скорби юной Девы Марии связывают памятники круга Картушинской иконы с европейским типом Богоматери «Скорбящей»/ «Maria Dolorosa» (лат.)/ «Madonna Addolorata» (ит.). Одни из самых выразительных образов Богоматери Аддолората были созданы итальянским художником Карло Дольчи (Carlo Dolci, 1616 - 1686).

В основе иконографии иконы Богоматери «Картушинская» лежит произведение Карло Дольчи «Богоматерь скорбящая» (1655 год, Trafalgar Galleries, London). Иконографии иконы из Черниговского музея-заповедника и образа из частного собрания (Украина) восходят к другому произведению, которое, возможно, принадлежит Онорио Маринари, ученику Карло Дольчи - «Madonna del dito» («Богоматерь большого пальца»), которая является вариантом «Madonna Addolorata», написанной в 1681 году (Государственный музей искусств, Копенгаген). Отличительной особенностью является изображение большого пальца левой руки, который выступает из-под мафория.

Лиризм, трагическая выразительность и идеальность Мадонн Карло

Дольчи и художников его круга, их трогательная скорбность явились причиной долгого и плодотворного копирования их не только в живописи, но и в гравюре. Посредством гравюры сюжеты Карло Дольчи проникли в русскую иконопись Нового времени и воплотились в иконах круга «Богоматерь "Картушинская"».


Поделиться:

Всего комментариев: 0
avatar