Корсунская (в Суздале)


Спасо-Евфимиев монастырь хранил в своих стенах множество дорогих православному сердцу святынь. Среди них особым почитанием пользовался древний чудотворный образ Богоматери «Умиление Корсунская».
Корсунская икона была святыней не только Суздаля, но и всего Владимирского края. С ней обходили с крестным ходом жильё и поля, каждый благочестивый житель Суздальского края считал священной обязанностью ежегодно принимать чудотворную Корсунскую икону в свой дом, а те, кто не мог этого сделать, совершали молебны пред святой иконой в самой обители. Каждую пятницу в монастыре перед чудотворным образом соборно пели акафист и поминали о здравии власти и благотворителей обители. На эти богослужения неизменно собиралось множество богомольцев из Суздаля и окрестностей. К помощи Богородицы обращались при засухе или обильных дождях и других несчастьях. Предание говорит, что в древности икона была «спутницей походов». Во время эпидемий холеры в 1830 и 1848 годах Корсунская икона путешествовала по сёлам Владимирской губернии, и в память бывших от неё исцелений было написано множество копий иконы для сельских церквей и часовен. Например, монастырская опись упоминает жителя деревни Курки Суздальского уезда, пожертвовавшего в обитель «ценного коня» за такой список.

Особое торжество в честь Корсунской иконы с 1860-х годов устраивали жители села Коровники (сейчас входит в городскую черту Суздаля): 29-30 июня они торжественно приносили чудотворный образ, вместе с иконой преподобного Евфимия Суздальского, в свой приходской храм, в котором совершали богослужение, а затем обходили село с крестным ходом, с преднесением Корсунской иконы, и принимали святыню в каждый дом для молебнов.
Ежегодно в 10-ю пятницу после Пасхи Корсунскую икону Богоматери приносили в село Омутское. Согласно документам, в 1870-1873 годах разрешение принимать икону получили жители деревни Волковойны Ковровского уезда, села Кибергина Суздальского уезда, села Симы Юрьевского уезда, села Тейкова Шуйского уезда.

Риза и уникальный киот иконы (вклад Демида Черемисинова, сделанный в 1590 году) были украшены множеством драгоценных камней. В сочинении иеромонаха Иоасафа, изданном в 1857 году, сообщается: «Икона Божией Матери Умиление, известная более под названием Корсунской, почитаемая местно чудотворной; на ней риза золотая, украшенная камнями и жемчугом довольно крупным. Икона вставлена в небольшой киот, по краям которого искусно изображены на сребровызлащенной деке, с чернью, Господские и Богородичные праздники. Потом этот киот вставлен в другой, больший, тоже весь покрытый сребровызлащенною, чеканной работы декою. Первое украшение неизвестно когда и кем сделано, а на втором киоте есть надпись следующая: "Лета 7098 (1590 года) милосердием Бога нашего Иисуса Христа и Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, ради многочудесныя Ея иконы, зделан сей киот серебрян по завету и повелением Демида Ивановича Черемисинова"». Последний являлся крупным жертвователем Спасо-Евфимиева монастыря.

Сведений о том, как оказалась Корсунская икона в Спасо-Евфимиевом монастыре и кто её написал, не сохранилось. В самом раннем источнике - монастырской описи 1660 года - икона именуется «Умилением», название «Корсунская» впервые появляется в XVIII веке. Возможно, эта икона как-то связана с принесенной на Русь в X веке равноапостольным князем Владимиром иконой из греческого города Корсуни (или Херсонеса — ныне территория Севастополя). Манера письма суздальской Корсунской иконы очень близка к греческим образцам.
Корсунская икона находилась в Преображенском соборе монастыря на первой южной колонне при входе с западных дверей, а в зимнее время её перемещали в теплую Успенскую церковь и ставили на специальную тумбу за правым клиросом. В XIX веке при арестном отделении обители существовала домовая церковь в честь Корсунской иконы Божией Матери.
После закрытия Спасо-Евфимиева монастыря значительное число его икон и большая часть церковной утвари было взято в формировавшийся тогда Суздальский музей. С 1977 года
Корсунская икона занимает постоянное место в экспозиции «Золотая кладовая. Русское декоративно-прикладное искусство XI — начала XX веков», размещенной в Никольской больничной церкви Спасо-Евфимиева монастыря. Икона выставлялась в Москве на выставках «Триеннале III» (1999) и «Сокровища земли Владимирской» (ГИМ, 2001-2002).

 

Поделиться:

Всего комментариев: 0
avatar