Одигитрия Смоленская (из Свеаборга)


На момент создания этого раздела я не в полной мере представляю себе реальную историю этого образа, и у меня даже есть подозрение, что он был не один. Из книги Поселянина известно, что "в церкви св. благоверного князя Александра Невского, расположенной в Свеаборгской крепости, находится чудотворная икона Смоленской Божией Матери Одигитрии", там же указаны надписи, которые были на иконе с обоих сторон. Далее история образа для меня покрыта туманом, и уже из статьи Людмилы Хухтиниеми, мы узнаем, что некая Смоленская икона упомянута в описи Свято-Троицкой церкви 1925 года. Принято считать, что она была передана из Свеаборга в Свято-Троицкую церковь в Хельсинки. Однако на ней имеются уже совершенно другие надписи, не схожие с упомянутыми Поселянином. В описи также указано, что "воздвигнута же сия икона 1859-го года", то есть через 4 года после бомбардировки Свеаборга. Очевидно, что эта икона не могла находится там во время событий, которые, собственно, прославили Смоленскую икону в тех местах. Мне не удалось найти достоверных сведений о гипотетической "первой" иконе, разве что Владимир Лобыцын в своей статье пишет:

<<Списки (копии) с иконы Смоленской Божьей Матери -- Одигитрии ("Путеводительницы") хранились во многих святых местах России. Ее образ находился и в гарнизонном соборе крепости Свеаборг, бомбардировка которой началась 28 июля 1855 года, как раз в день церковного праздника, посвященного этой иконе. [...] Разрушить крепость, овладеть гаванью и русскими кораблями неприятелю так и не удалось. И православная церковь в Свеаборгской крепости осталась целой -- тот самый собор св. Александра Невского, в котором находилась икона Смоленской Божьей Матери. После этого икона была украшена серебряным окладом и на ней появилась надпись: "Высочайше повелено, в память бомбардирования Свеаборга в 1855 году, совершать 28 июля торжество с пушечною пальбою".>>

То есть по мнению Владимира Лобыцына, "первая" икона все-таки была во время бомбардирования в храме Александра Невского, и после этих событий была украшена окладом с надписью. Впрочем, этот автор не ссылается в своем тексте ни на какие исторические документы, которые могли бы это подтвердить.

На данный момент я не могу объяснить противоречия в описании икон. Возможно, первой иконы никогда не было, но была только икона 1859 года, которой со временем заменили ризу, и на новой ризе старых надписей уже не было, а Поселянин брал информацию для книги из каких-то очень устаревших источников. Возможно, первая икона была, но потерялась и забылась, и со временем список 1859 года в Троицкой церкви стали считать той самой иконой. Может было как-то иначе... Информация по этому вопросу приветствуется.

Поделиться:

Всего комментариев: 0
avatar