Покрый Нас Кровом Крылу Твоею


Покрый нас кровом крылу Твоею

Начало XVIII века. Москва. Оружейная палата. Икона: дерево, левкас, темпера. Оклад: серебро, золочение (огневое), чеканка, гравировка, канфарение, стразы. 30х19,8 см. Икона реставрирована. Основа дублирована, вероятно, в XIX в. Тонировки живописи незначительные. Утрачена цата.
Икона Богоматери <Покрый нас кровом крылу Твоею> является редкостным по художественному качеству и уникальным по иконографии памятником петровского времени.
На иконе крылатая Пресвятая Дева раскрывает над верными свой плащ-покров. По сторонам от Нее представлены группы праведников. Тексты в картуше и на бандероли - <Покрый насъ кровомъ крылу твоею> и <Покрыю ихъ яко познаша имя Мое> - вместе образуют своего рода диалог. Под крыльями текст <Дани быша жене две крыле орла вилека>, указывающий на литературный источник этой иконографии, - Апокалипсис (12:14). Здесь сочетаются темы Покрова Богоматери, причем в западноевропейском варианте (тип <Misericordia>), и Апокалиптической Жены. Внизу иконы помещены вирши, что нередко встречается в русских иконах со второй половины XVII в.:

Ведущих пр(есвя)тое имя Твое Мати
обещаешь покровом своимъ покрывати.//
Азъ всегда М(а)риею Тебе нарицаю,
Покрый мя убо яко имя Твое знаю.

Как и в некоторых других русских позднесредневековых произведениях, в этой иконе в качестве образца использована украинская книжная гравюра, а именно иллюстрация из книги свт. Дмитрия Ростовского <Руно Орошенное>. В этой иконографии заложено принципиальное для православия отличие от традиционного понимания образа Апокалиптической Жены. По толкованию прп. Андрея Кесарийского к гл. 12 Апокалипсиса (12:14), Жена, которой даны были <два завета или два крыла орла>, это Церковь. В русских рукописных Апокалипсисах в строгом соответствии с этим толкованием, в иллюстрациях к тому же тексту изображается не Богоматерь, а крылатая Жена, олицетворяющая Церковь.
Можно проследить возникновение этой иконографии на украинской почве. Апокалиптическая Жена - Богоматерь в представленном иконографическим изводе - впервые появляется в Киево-Печерском патерике, изданном в 1661 г. в Киеве. На фронтисписе патерика помещена сложная композиция, типа конклюзии, где присутствует образ крылатой Богоматери в венце и с раскрытым над гербом России и Киево-Печерской Лаврой покровом-плащом. По сторонам от Девы Марии - бандероли с текстами из Апокалипсиса. От изображенных внизу композиции иноков к Богоматери взвиваются бандероли со словами <Покрый нас кровом крылу Твоею> (слева) и <Во кровех крылу твоею возрадуемся> (справа). Позднее Богоматерь с крыльями (Апокалиптическая Жена) появляется и в других киевских изданиях.
Тема предстательства Пресвятой Девы комментируется свт. Димитрием в <Руне Орошенном>: <Одевает нас Пречистая Дева милостью своею, егда покрывает честным своим омофором>. Там же, в беседе, посвященной Богородице <Взбранной воеводе>, святитель пишет о <Жене облеченной в солнце> как о предзнаменовавшей Пречистую Деву, <очесом есть много учителей церковных согласие>. В одной из последних бесед <Руна> Дмитрий Ростовский так объясняет образ Апокалиптической Жены: <...Мати нашей Преблагословенной даны быша два крыле Орла великаго, то упованием яко она покрыеть ны кровом крилу своею, извещаемся о покровительстве ея от Андрея с(вя)таго Юродивого, сей виде ю въ влахернстей церкви людие покрывающую...>. Видимо, нетрадиционная интерпретация гл. 14 из Апокалипсиса и явное влияние западной иконографии помешало широкому проникновению этого сюжета в русскую иконопись.
К выполнению уникального замысла были привлечены блистательные мастера. Отточенная манера многослойного письма личного на иконе выдержана в лучших традициях <живоподобия> царских мастеров. Колорит иконы построен на сочетании изысканных оттенков зеленых, коралловых, сиреневых цветов. В разделках одежд, в орнаментах обильно использовано золото. Композиционное мастерство, характер живописи, насыщенной светом и цветом, с тончайшими переходами от оттенка к оттенку, говорят об иконописце, прекрасно владевшем всем художественным арсеналом царских мастеров. Икона дополнена великолепным серебряным окладом, на котором мастер-серебреник воспроизвел все закрытые детали композиции и надписи. Для украшения оклада ювелир использовал мотивы лозы, тюльпаны, композиции из фруктов, проникшие в иконопись и прикладное искусство из гравюры и активно использовавшиеся в декорировке окладов рубежа XVII-XVIII вв.

Л. Тарасенко.

Поделиться:

Всего комментариев: 0
avatar