Тумбовская


Сведения о Тумбовской иконе отрывочны, и возможно частично перепутаны.

В книге Е. Поселянина "Богоматерь: Описание Ее земной жизни и чудотворных икон" (1914) есть такая заметка: "В книге архимандрита Иоанникия (Голятовского) «Новое небо» содержится заметка о прославлении этой иконы, указывающая, что образ остался совершенно невредимым во время пожара церкви, сгоревшей от удара молнии. Наименование свое эта святая икона получила от места своего явления на острове, называемом Тумба". Аналогичная по содержанию заметка имеется в "Полном православном богословском энциклопедическом словаре. Том 1-2. 1912 год".

В книге "Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы с изложением пророчеств и прообразований, относящихся к Ней, учения Церкви о Ней, чудес и чудотворных икон Ея. На основании Священного Писания, свидетельств св. Отцов и церковного придания. издание восьмое, исправленное и дополненное. Москва, Типо-Литография И. Ефремова. Большая Якиманка, собств. дом. 1904 г.", в списке икон Пресвятой Богородицы упоминается, что Тумбовская икона также известна как Тотемская, явилась она в 16 апреля 992 года, празднование ей совершается 9 сентября (по старому стилю).

Не следует путать эту икону с Суморинской-Тотемской (http://pravicon.com/icon-311) по схожести названия. Название "Тотемская", вероятно, происходит от названия города Тотьма, Вологодской области (прежде Тотемский уезд, Вологодская губерния). Известно, что в этом городе в Богоявленской соборной церкви находилась икона Божией матери «Тумбовская». В то же время, имеются сведения, что речь идет о совершенно другой Тумбовской иконе. В некоторых источниках (см. доп. источники информации ниже) однозначно упоминается, что Тумбовская икона из Богоявленского собора в действительности является Смоленской, а название Тумбовская получила от того, что раньше находилась в Богоявленском храме за престолом на тумбе. Это совершенно не согласуется с тем, что по преданию Тумбовская икона получила название от названия острова Тумба, да и иконография Тумбовской иконы на многочисленных миниатюрах явно больше напоминает иконы типа Знамение, нежели Смоленскую. Поэтому можно предположить, что существуют две Тумбовские иконы различной иконографии, имеющие различное происхождение. Со временем информация об этих двух иконах могла перемешаться и перепутаться. Например, о Тумбовской иконе из города Тотьма есть такая заметка: "В иных святцах прибавляется о сей иконе, что она полагает «женам чада раждати»", при этом трудно не вспомнить икону "Помощница В Родах (Поможение Родам)" - http://pravicon.com/icon-263, которая ну очень напоминает вовсе не Смоленскую икону, а Тумбовскую икону с миниатюр. Поэтому происхождение и история Тумбовской иконы требует более глубокого исследования. На момент написания статьи (2015 год), Богоявленский собор не действующий, и о местоположении Смоленской-Тумбовской иконы ничего выяснить не удалось, также как и найти ее изображение.

В качестве резюме выскажу свое предположение. Вероятнее всего, первая Тумбовская икона была действительно древней, если "яв. 992, апр. 16;" не опечатка. В то время мог быть и остров Тумба, который сейчас переименован во что-то иное. Древние иконы, о которых ничего кроме названия не известно, мы знаем, и они есть на сайте pravicon.com. Возможно, это еще одна из таких икон. Тем более, что изображения сохранились только на многочастных иконах в виде миниатюр. Если бы это было творение 17 века, должны были бы остаться "полноценные" копии, учитывая, что когда-то икона была действительно известной, раз уж попала на столько многочатсных икон. Далее, где-то в 16-17 веках начинает появляться информация о Смоленской иконе из города Тотьма. По случайному стечению информации ее называют Тумбовской, но уже не по названию острова, а из-за расположения на тумбе. Хотя это и выглядит странно, но есть же Запечная икона, то есть в те времена практика подобного наименования икон была неединичной. И вот, когда о первой иконе Тумбовской народная память уже начала угасать, начали писать о второй. В результате, в книгах информация об этих иконах могла путаться. В общем, это не единичный случай, я уже сталкивался с этим. Например, иконографий Цареградской иконы больше, чем описаний этих икон, и уже невозможно точно определить, какое описание о какой иконе было изначально написано.



Дополнительные источники информации:

=============================================================

Д. А. Григоров. Тотьма и ее окрестности (книга написана в 1915-1929 г).
http://www.booksite.ru/fulltext/1to/tma/alm/ana/8.htm

Из древних икон, сохранившихся в них [иконостасах Богоявленского собора], следует отметить, прежде всего, чудотворную икону Смоленской Божией Матери, писанную на доске красного дерева. На оборотной стороне иконы изображено Богоявление Господне. В настоящее время икона находится в верхнем храме по левую сторону царских врат правого придела, освященного в честь этой иконы, а в прежнее время находилась в Богоявленском храме за престолом на тумбе, вследствие чего в Московских святцах и называется иконою Тумбовской Божией Матери (иногда Тотемской), празднование которой положено 9 сентября. По преданию, во время, как сказано в описании собора, нашествия на Тотьму литовцев в 1613 году, жители заперлись в укреплении и, надеясь на помощь Божию, поставили эту икону на стену укрепления. Одна из стрел, пущенных неприятелем, ударилась в икону и сделала пробоину на лике Богоматери. После такого поругания над иконою, как говорит предание, враги были поражены слепотою и перебиты тотьмичами.

=============================================================

От Вологды до Ульянова монастыря, на дальнем севере у Зырян.
Труды IV Областного историко-археологического съезда в Костроме в июне 1909 г. - Кострома, 1914. С. 49 - 129.
http://www.booksite.ru/reise/lebedev/1.htm

Первоначально собор в Тотьме появился в половине XVI в. и был в двух отдельных зданиях. После неоднократных пожаров и переустройств в XVIII веке, явился нынешний двухэтажный собор (1744–1764 г.), снаружи украшенный колоннами, пилястрами и фронтонами. Верхний холодный собор во имя Рождества Богородицы с приделами во имя Смоленской или Тотемской иконы Божией Матери и св. апостолов Петра и Павла с великомучеником Пантелеймоном: нижний – теплый во имя Богоявления Господня с приделами во имя архистратига Михаила и прочих бесплотных сил и святителя Димитрия Ростовского. Под колокольней в отдельном здании – храм во имя Казанской иконы Божией Матери. [...] В соборе замечательны следующие св. предметы по своему благодатному значению, по древности и ценности: 1) древняя чудотворная Смоленская икона Божией Матери или, как она называется в некоторых святцах, Тумбовская (прежде стояла в тумбе) или Тотемская («христ. памятник». Москва. 1863 г. стр. 219.). В иных святцах прибавляется о сей иконе, что она полагает «женам чада раждати». Под правым оком Богоматери замалевана прошибина, по преданию, учиненная стрелою в 1613 г. поляками [...]

Поделиться:

Всего комментариев: 0
avatar