Умиление Соловецкая


Икона из Соловецкого монастыря относится к иконографическому типу Ласкающей Богоматери (Богоматери Умиление). Он сложился в византийском искусстве в конце X века и получил широкое распространение в ХI-ХII веках в связи с появлением новых текстов в составе Страстной службы. Главное содержание иконы "Богоматерь Умиление" - обостренное духовное переживание грядущей искупительной жертвы Христа. Обьятия Богоматери и Младенца прообразуют полноту божественной любви, высшим проявлением которой является жертва, приносимая Христом для спасения людей. При этом на иконе из Соловецкого монастыря использован один из наиболее эмоциональных и непосредственных вариантов иконографии - Младенец, прильнувший щекой к щеке Богоматери, касается правой рукой Ее подбородка, а левой - края мафория. Композиция иконы содержит и некоторые символические акценты - так, края мафория Богоматери, переброшенные между Ее руками, образуют складку, внутри которой оказывается фигура Младенца. Очертания складки уподоблены чаше, что также напоминает о жертвенном служении Христа (аналогичный смысл имел, по-видимому, и красный цвет изнанки мафория).

Композиция иконы из Соловецкого монастыря не совпадает в точности ни с одной из русских чудотворных икон, относящихся к типу Умиления. Вместе с тем, нельзя исключать, что в ее основе лежит какой-то древний почитаемый образец. Свободная и непринужденная поза младенца, изысканный рисунок его гиматия, живописно драпирующего фигуру и ниспадающего причудливыми складками, напоминают о традициях византийской живописи XIV века. На обороте иконы сохранилась поздняя надпись, вероятно, повторяющая древнюю: "Моление игумена Филиппа". Икона могла принадлежать святителю Филиппу (Филиппу Колычеву), бывшему игуменом Соловецкого монастыря в 1548-1566 годах, а затем ставшему московским митрополитом (он был низложен и убит в 1569 году по приказу Ивана Грозного).

Поделиться:

Всего комментариев: 0
avatar