Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Через социальную сеть

Владимирская Чугуевская


В конце XVII в. в нескольких километрах от г. Чугуева был обретен чудотворный Владимирский образ Пресвятой Богородицы монахом Чугуевского Всехсвятского монастыря. Согласно преданию, обходя окрестности, монах увидел пень, возле которого струился источник. На пне стоял образ Богородицы. Монахи три раза приносили икону в монастырь, и три раза икона возвращалась на место своего явления, пока не было дано обещание в память об обретении образа устраивать ежегодно два крестных хода к месту явления.
В 1700 г. была основана Владимирская пустынь, возле которой образовалось монастырское село Кочеток. После закрытия монастыря в 1787 г. икона оставалась в деревянной монастырской церкви, которая была превращена в приходскую. В 1859 г. чудотворный образ был перенесен в специально для него построенный каменный храм в с. Кочеток. Во время Второй Мировой войны икона была утрачена.

Чугуевская-Владимирская икона дала начало ранее нераспространенной в иконописи Слобожанщины традиции изображения чудотворных икон в иконах. Причем такое явление обнаружено как в небольших молельных образах, так и в монументальных росписях ("Крестный ход с чудотворной Владимирской иконой").

В фондах ЧХММ им. Репина находится икона, изображающая явление Владимирского образа вблизи Кочетка. На ней в левой части изображен пень, из которого бьет источник, на пне стоит чудотворная икона, с правой стороны изображен коленопреклоненный монах. На втором плане, в гуще деревьев, видны купола Кочетковского храма. Таким образом, на иконе документально показано место и обстоятельство явления чудотворного образа.

В собрании ЧХММ также находится Владимирская икона Богородицы, которая аналогична по рисунку и цвету с иконой, изображенной в сцене явления, из чего сделан вывод, что эта икона является списком утраченной Владимирской-Чугуевской иконы. В середине 19 в. списки Владимирской иконы имели большое распространение на Слобожанщине. Примером этому может служить и Владимирская икона работы И. Е. Репина (1863 г.?) в собрании ЧХММ им. И. Е. Репина.

Сохраняя общую композицию протографа, Владимирская-Чугуевская икона имеет специфические отличия. Богородица с Младенцем изображаются светлым силуэтом на темно-оливковом фоне. Младенец облачен в бело-охристые (иногда в бело-зеленые) одежды. Основным отличием от протографа в чугуевских иконах, кроме трактовки складок, является изображение Младенца. Здесь Младенец изображен в белом гиматии и охристом хитоне, с клавом такого же цвета. Если на протографе Богородица изображена темным силуэтом на светлом (золотом) фоне, то на чугуевских иконах наоборот, светлым силуэтом на темном зеленоватом фоне.

НА НАСТОЯЩИЙ МОМЕНТ НЕ УДАЛОСЬ ДОСТОВЕРНО ВЫЯСНИТЬ, является ли Чугуевская икона, находящаяся ныне в храме села Кочеток той самой чудотворной иконой, пропавшей во время Второй Мировой войны, или же это ее чтимый список.

 

Поделиться:

Обязательно к просмотру:
Икона Николая Чудотворца, значение, фото
Семистрельная икона Божией Матери, день празднования, значение, фото
Иверская икона Божией Матери, день празднования, значение, фото
Икона всех скорбящих Радость Божией Матери, день празднования, значение, фото
Всего комментариев: 0
avatar