Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Через социальную сеть

Всех Скорбящих Радость (в Вологде, находившаяся в тюремной церкви)

В Вологодской епархии история церковного окормления узников связана с древними монастырями - Кирилло-Белозерским и Спасо-Прилуцким, которые использовались в качестве тюрем, и с одной из примечательных вологодских святынь - чудотворной иконой Божией Матери "Всех скорбящих Радость". По преданию, она с 1552 года неотступно находилась при Вологодской темнице.

Интересно её происхождение. Она принадлежала святому благоверному князю Иоанну Андреевичу (в монашестве - Игнатий), который с тринадцати лет был лишён свободы своим дядей великим князем Иоанном III Васильевичем из династических соображений и всю последующую жизнь, то есть 32 года, провёл в темницах. Последней из них была Вологодская. Известно, что благоверный князь во время своего узничества не расставался с единственной вещью, унаследованной от родителя, - иконой Божией Матери, которая после кончины князя прослыла чудотворной и осталась при вологодской тюрьме. Сам князь перед смертью принял монашество и был похоронен в Спасо-Прилуцком монастыре. При перенесении его тела для захоронения из темницы в монастырь стали совершаться исцеления, чем подтвердилась его (князя) святость. Разделявший с преподобным Игнатием заточение родной брат Димитрий пережил его на двадцать лет, и по смерти тоже был погребен в монастыре. Ныне мощи святых братьев почивают там под спудом. Икона же Богородицы, скорее всего, располагалась в часовне, встроенной в ограду тюрьмы и была доступна для поклонения горожан.

В то время вологодская тюрьма представляла собою избу (или несколько изб), обнесённую острогом. Заключённые, скованные и без разбора в качестве их преступлений, находились в страшной тесноте. Содержание их из земских повинностей было крайне скудным, поэтому в торговые дни на рынках и площадях города можно было встретить ведомых в цепях узников, собирающих милостыню. Жалобный распев "Подайте бедным заключённым" раздавался по Вологде вплоть до начала XIX века. В 1694 году в Вологодском остроге была одна тюремная изба. Сохранилась грамота царей Иоанна и Петра: "Известно нам Великим государем учинилось, что на Вологде в тюрьме многие татаровня от утеснения и от смрадного духу болны, потому что только в той тюрьме одна изба, в которой не только татаровня, но и русские многие люди седят, а от той-де тягости многие померли... Зделать в Вологде тюрьму больше прежней, и в той тюрьме зделать две избы".

Сохранилось ещё одно любопытное свидетельство жизни заключённых той эпохи. "Государю игумену Питириму (1623-1632 гг. - игумен Спасо-Прилуцкого монастыря)... Бьют челом сто петь человек... Пожалейте нас бедных заключенных... Помираем, государь, голодною смертию; государь, смилуйся". На обороте челобитной помечено: "Декабря в 10 день, по сей челобитной везли им одиннадцать хлебов, лагун квасу, извару капусты". Нередко заключенных можно было видеть в праздничные дни на рынке города - связанные общей цепью, они собирали милостыню, заунывно напевая: "Подайте бедным заключенным".

Но вот пришёл XIX век, который многое изменил к лучшему. В 1821 году прибывший в Вологду гражданский губернатор Николай Петрович Брусилов просил преосвященного Онисифора ходатайствовать перед Синодом об устроении при остроге храма в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость", что и было исполнено в 1822 году.

1824 год внёс значительные изменения в историю Вологодской тюрьмы. Построен тюремный замок (сейчас находится на Советском проспекте) и в него перенесен храм (стал домовой церковью) вместе с чудотворной иконой. Первым старостой тюремного храма был сам губернатор. С 1851 года причт храма был включён в тюремный штат. Впоследствии храм расширялся, так как с трудом вмещал всех богомольцев. Одно время вход в храм сторонним лицам был возбранён, но привязанность вологжан к храмовой святыне вынудила сделать вход в храм свободным и для горожан по определённым дням и часам.

Раз в год в тюремной церкви совершали службу преосвященнейшие владыки. Один из видных иерархов XIX века - святитель Иннокентий Борисов, будучи на Вологодской кафедре, служил в Скорбященском храме, сохранилась проповедь, произнесенная им на этой службе. Отрывок из этой проповеди цитируется в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви.

Не только церковь, но и общественность города участвовала в заботе о заключённых. Существовал Вологодский попечительный о тюрьмах комитет, президентом его был губернатор, председательствующим вице-президентом - владыка. Таким образом, к попечению о заключённых были привлечены первые люди города, а благодаря чудотворной иконе, находящейся в храме тюремного замка, к тюрьме проявляли интерес широкие круги общества.

Тюремная Скорбященская церковь г. Вологды просуществовала до 1918 года, когда помещение, занимаемое ею, было переоборудовано для содержания заключенных, следы чудотворной иконы с тех пор утеряны, сохранились лишь ее описание и литография.

Кроме Скорбященской церкви Вологодского тюремного замка известны и другие тюремные храмы: Скорбященская при арестантском дворе в Вологде неподалеку от нынешнего следственного изолятора на Трудовой улице, одноименная домовая церковь была и в Череповце в том здании, в котором до недавнего времени также располагался следственный изолятор, храм в честь свт. Митрофана Воронежского был освящен уже в начале 20-го века при тюремном здании в Великом Устюге.

Возрождение тюремного служения.

Изменения в отношениях государства к Церкви конца 80-х годов проявили себя и на Вологодчине, в том числе и в сфере тюремного служения. Приказ № 250 МВД сделал возможным посещение священником мест лишения свободы. Как правило, это были священники храмов, находящихся поблизости к тому или иному исправительному учреждению .

Вслед за созданием в Москве Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями аналогичная структура появилась и в нашей епархии. Указом епископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана №17-а от 25 марта 1997 года создана Епархиальная комиссия по социальному служению, благотворительности и пастырской работе в ИТУ (исправительно-трудовых учреждениях). Через два года в силу возросшего объема работы из состава этой комиссии была выделена в самостоятельное целое Епархиальная комиссия по пастырской работе в ИТУ, ее секретарем стал череповецкий протоиерей отец Александр Куликов. Взаимоотношения между Епархией и исправительными учреждениями развивались и плодом этого развития стало соглашение 2001 года о сотрудничестве, подписанное епископом Вологодским и Великоустюжским Максимилианом и начальником управления исполнения наказаний Минюста России по Вологодской области генерал-майором внутренней службы Ю.С. Белковым.

Это сотрудничество привело к тому, что и в нашей епархии стали появляться тюремные храмы. На данный момент построен и освящен храм в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" в ИК-1 (женской колонии) в Вологде. С 1992 года колонию №1 стал посещать священник - это был протоиерей Василий Павлов, в то время - настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы "на Торгу" г. Вологды, и с этого времени приход храма начал духовно поддерживать находящихся в учреждении осужденных. И после того, как отец Василий скончался, клирики прихода продолжают эту работу.

В начале 2002 года начальник колонии Виталий Андреевич Жилин и духовно окормляющий колонию священник Александр Лебедев обратились к епископу Вологодскому и Великоустюжскому Максимилиану за благословением на постройку на территории колонии храма. С благословения владыки строительство пошло успешно и с помощью многих благотворителей, прихожан храма Покрова "на Торгу", самих осужденных храм в колонии в скором времени был построен. Сооружённая церковь расположена рядом с местом, где до революции находился тюремный храм в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость". Поэтому, когда пришло время, 6 марта 2003 года владыка Максимилиан освятил её в память о тюремной церкви.

В двух других исправительных учреждениях области идет строительство храмов и подготовка к их освящению, в двух есть часовни, в остальных - молитвенные комнаты. За каждым учреждением закреплен окормляющий его священник.

Поделиться:

Обязательно к просмотру:
Икона Николая Чудотворца, значение, фото
Семистрельная икона Божией Матери, день празднования, значение, фото
Иверская икона Божией Матери, день празднования, значение, фото
Икона всех скорбящих Радость Божией Матери, день празднования, значение, фото
Всего комментариев: 0
avatar