Забельская


Местночтимая чудотворная Забельская икона Богоматери, писанная на воловьей коже.

На ней по сторонам изображены еще свят. Николай, животворящий крест, св. праведные Иоаким и Анна, св. Елисавета и св. Апостолы.

Икона находилась в Забельской Успенской церкви. По местному преданию икона эта написана во время скотскаго падежа, по особому на то повелению Богоматери, явившейся во сне некоему поселянину.

В Слуцком районе среди тенистых садов приютилась небольшая деревенька Забелы. Сегодня от процветавшего некогда села осталось лишь 7 дворов. В центре деревни, где раньше стояла церковь, сейчас пустырь. Место это можно найти по старым липам, печальный шум которых словно пытается поведать нам события давно минувших дней.

Когда-то село Забелы было широко известно, благодаря месточтимой чудотворной иконе Пресвятой Богородицы, именуемой “Забельская”. О явлении чудотворного образа до наших дней дошло два предания.
Одно из них зафиксировано архимандритом Николаем в «Историко-статистическом описании Минской епархии…». Более подробно оно изложено в приложении к «Минским епархиальным ведомостям» — «Описании церквей и приходов Минской епархии…» 1879 года.
Предание гласит, что в давние времена в окрестностях села Забелы свирепствовал падёж скота. Бедному крестьянину по фамилии Забело несколько раз во сне являлась Божия Матерь, которая велела пожертвовать на убой своего единственного вола, а кожу отнести в Слуцк живописцу, чтобы он написал указанный крестьянину во сне образ.
Повеление Богородицы Забело исполнил и понёс кожу в Слуцк. У входа в город его встретил незнакомый живописец. Когда поселянин начал рассказывать о цели своего пришествия, живописец, не дав ему окончить, взял кожу и сказал: «Я знаю, для чего ты пришёл и какую нужно написать икону». Икона была написана. С тех пор падёж скота в селе прекратился и больше не повторялся.
Другое предание сохранили старожилы окрестных деревень. В частности, Мария Савельевна Калиновская рассказывала, что неподалёку по болотистой местности протекал ручеёк. По нему-то и приплыла икона Пресвятой Богородицы. В память этого события на возвышенности построили небольшую церковь, где разместили обретённую икону, а через некоторое время воздвигли новый храм, который просуществовал до 30-х годов прошлого столетия.
На основе записей в «Книге визитов греко-униатских церквей Несвижского и Клецкого деканатов за 1784 год» можно предположить, что образ Богоматери был обретен в XVII веке. В то время забельская церковь была униатской. В ней находилась книга, где рассказывалось о явлении иконы и описывались случаи чудесной помощи Божией Матери после молитвы перед Забельской иконой с 1656 по 1675 год.
В 1662 году униатский митрополит Габриэль (Гавриил) Коленда дал Иосифу Забеле разрешение на строительство новой церкви и размещение в ней чудотворной иконы Царицы Небесной. В тех же документах отмечено, что на иконе был серебряный оклад и две серебряные короны. А в «Описании церквей и приходов Минской епархии…» сказано, что в храме хранилось Евангелие с надписью, оставленной неизвестным автором о том, что к 1666 году на ней уже были привески, свидетельствовавшие о чудесной помощи Пресвятой Богородицы.
О том, как выглядела Забельская икона Богоматери говорится в «Описании церквей и приходов Минской епархии…»: «Икона писана на воловьей коже, кроме лика Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем, на ней по темно-бронзовому фону по сторонам изображены ещё — с одной стороны Крест и св. Николай, с другой — прпп. Иоаким и Анна, св. Елисавета и свв. Апостолы; риза на иконе серебряная, надписи никакой не находится; длина около 2 арш., ширина 2 арш. 6 вершков; на ней находится 43 серебряных низкопробных привесок, а раньше при ней хранились костыли, оставленные исцеленными хромыми».
О том, что икона широко почиталась по всей округе, свидетельствуют и рассказы старожилов о многочисленном стечении народа в день празднования Успения Богородицы. Геннадий Поликарпович Акулич, вспоминая рассказы своего отца, поведал о том, что «людзі стаялі не толька ў сяле, але і наўкол сяла павозкі стаялі ў некалькі радоў да самага вечара ў святочны дзень».
После установления Советской власти начались гонения на церковь. В начале 1930-х годов Успенский храм села Забелы был закрыт, а затем разрушен. Жительница деревни Шведы Лидия Викторовна Якимчик хорошо запомнила тот день: «Была нядзелька, сонейка свяціла, і яны сабраліся ўсе, гэтыя парційцы, і ўжо так званілі, так званілі, ну а сяляне плакалі». При закрытии храма иконы и утварь вынесли из церкви. Часть из них сожгли, а часть удалось спасти местным жителям. Однако безбожники, пройдя по домам, некоторые спасённые иконы забрали.
Память о святыне жива в сердцах людей. Жители окрестных деревень ещё долго после разрушения храма собирались 28 августа в Забелах и, по словам Александра Алексеевича Москалевича, “спраўлялі фэст". А рассказы о чудотворной иконе Пресвятой Богородицы и Успенском храме передавали из поколения в поколение. Александр Алексеевич также рассказывал, что список с Забельской иконы Богоматери находился в часовне деревни Шищицы. Но в годы гонений часовня была разрушена, а о самом образе сведений не сохранилось.
Сегодня о судьбе чудотворной иконы, к сожалению, ничего не известно.

Материал подготовлен Ольгой Борисенко.



В настоящее время в мастерской столичного художника Юрия Пискуна идёт работа по воссозданию образа месточтимой чудотворной иконы Матери Божией «Забельская». В прошлые века село Забелы Слуцкого района было известно в Беларуси благодаря этой иконе.

Инициатором воссоздания иконы выступил отец Александр, настоятель православного храма Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Греск Слуцкого района, рядом с которой расположены Забелы.

Корреспондент газеты «Кур'ер», посетив с отцом Александром мастерскую Юрия Пискуна, побеседовал с художником, начавшим свою работу по благословлению Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего экзарха всея Беларуси.

До недавнего времени о том, как выглядела икона, не было известно почти ничего, кроме её общего словесного описания.

Вот что рассказал художник о том, как было найдено изображение иконы: «Для православной энциклопедии я писал статьи о чудотворных иконах и узнал, что есть так называемые „контрольки“ белорусских икон. Хранятся они в фондах Академии наук Санкт-Петербурга. До революции со всей Российской империи туда присылались фото-изображения местных чудотворных икон размером едва ли не с почтовую марку. Мне удалось получить копии интересовавших меня „контролек“, среди них была и икона из Забел. Вскоре установились контакты с Игорем Титковским, краеведом из Слуцка, и отцом Александром, который вскоре и начал работу над тем, чтобы восстановить икону».

Художник изучил не только историю иконы, но и особенности написания икон XVII-го века на Случчине, отличавшиеся от того, как писали их в последующих веках.
Юрий Пискун пишет икону не на воловьей коже, как это было изначально, а на дубовой доске такого же размера — 1,66 х 1,42 метра. Её вес составит почти 40 килограммов. Масса только грунтовой краски, нанесённой на доску, равна 5 килограммам.

По благословлению Митрополита Филарета, отцом Александром были написаны тропарь, кондак и молитва этой иконе. Владыкой они вскоре были и утверждены. По словам отца Александра, день празднования иконы «Забельской» не установлен. Он будет утверждён Владыкой Филаретом уже по воссоздании образа. Легендарная икона знаменита не только тем, что защитила людей от падежа домашнего скота, являвшегося в те века одной из основ благосостояния крестьянских семей. Иконе приписывались и случаи исцеления людей.

Источники:
http://kurjer.info/2008/08/13/po-sledam-ikony-presvyatoj-bogorodicy/
http://kurjer.info/2010/09/22/vossozdayotsya-obraz-legendarnoj-chudotvornoj-ikony/

Поделиться:

Всего комментариев: 0
avatar