Афанасий Высоцкий, Старший, прп.

Первый настоятель Высоцкого монастыря преподобный Афанасий Высоцкий Старший, по слову летописца, родился в Ростове. В крещении его нарекли Андреем. Детские годы будущего подвижника, как повествует житие преподобного Афанасия, протекали в области Новгородской. Его благочестивые родители, пресвитер Авксентий и Мария, вели воспитание сына в строго церковном духе. С детских лет его обучали чтению Священного Писания и пению псалмов, отчего в юном сердце слагались святые образы жизни по Евангелию, жажда молитвы и желание постоянного пребывания в храме Божием. Однажды на литургии, внимая Евангельскому гласу: "аще кто хочет по мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой и по мне грядет" (Мтф., 16, 24), отрок Андрей, объятый благодатью, возгорелся неодолимым желанием иноческого подвига и вскоре, оставив родительский дом, пешком из Обонежья отправился в радонежскую обитель Святой Троицы, к Преподобному Сергию, имя которого славилось по всей Русской земле.

Представ пред благодатным игуменом, юный странник пал к его стопам и со слезами просил принять в число братии, дабы спасительным путем монашества следовать за Христом. Не по годам старческое разумение расположило Преподобного Сергия. Андрей остался в монастыре и скоро показал себя благопослушным тружеником, строгим постником и молитвенником. По истечении времени искуса Преподобный Сергий постриг его в монашество с наречением имени Афанасий.

Преподобный много наставлял любимого ученика в изучении Священного Писания и развивал его замечательные способности к книжному письму. Иноческому просвещению Преподобный Сергий, сам носитель высочайшей духовной культуры, уделял особое внимание, и относился к книгописанию как к важнейшему делу служения монастырей разоренной татарами Руси. Насаждение Преподобным Сергием иноческого просвещения через многочисленные монастыри его школы принесло на Русскую землю расцвет духовной книжности, благодаря чему Церковь получила возможность обогащения вселенским опытом православной мысли, и в первую очередь творениями Церкви Византийской.

По оценке святителя Филарета, архиепископа Черниговского, преподобный Афанасий в Константинополе трудился для св. Русской Церкви так, как немногие трудились в России. Плоды трудов были настолько значимы, что уже после смерти преподобного Афанасия, исключительно по признательной к нему любви соотечественников, явились причиной присвоения чуждой Высоцкому игумену, мнимой славы патриарха. О дальнейшей судьбе старца летописец Троицкий сообщает следующее: "Афанасий пребысть неколико лет во игуменстве и потом Бога ради оставль игуменство и прииде в Царьград и купи себе келью, дал 1 драфат, и там в старости преставися". Версия Кариона Истомина о патриаршестве преподобного Афанасия в Константинополе была отвергнута такими авторитетными историками, как Н. М. Карамзин, В. О. Ключевский, святитель Филарет, архиепископ Черниговский. Современный автор архимандрит Иннокентий (Просвирнин) именование преподобного Афанасия "патриархом" толкует в значении "подвижника Цареградского", авторитетного среди константинопольского монашества, очевидно, по силе своего подвига и мере возраста.

В 1395 году от преподобного Афанасия Старшего из Константинополя доставил на Высокое греческий иеромонах Виктор посылку с иконами и утварью на радость настоятеля Афанасия Младшего с братией и ктитора обители Серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго. Выдающимся событием в русской культуре стало появление на Руси Высоцкого чина. Так именуются поныне эти иконы, шесть из которых хранятся в Третьяковской галерее в Москве и одна, образ Иоанна Предтечи в Русском музее в Санкт-Петербурге. Стараниями прп. Афанасия Высоцкого Старшего русские мастера получили великолепный для изучения образец иконописи.

Последующие пять лет преподобный Афанасий посвятил завершению своего главного труда: Устава "Око церковное" и предположительно в 1401 году на чужбине, в Константинополе, отошел ко Господу, отдав все без остатка силы земной жизни на преумножение щедро данных ему Богом талантов твердой веры, непрестанной молитвы, внутреннего созерцания, глубокого знания Священного Писания, устроителя монашеского жития, пастыря, учителя, книгописца, храмоздателя и попечителя.

Как "добрый и верный раб" (Мтф. 25) всю полученную по талантам драгоценную прибыль ("серебро Господа") преподобный Афанасий Высоцкий Старший вложил в сокровищницу Русской Церкви, воздавшей ему прославлением в сонме Радонежских святых.

Память преподобному Афанасию Высоцкому Старшему празднуется 12 (25) сентября.

Поделиться:

Всего комментариев: 0
avatar