Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Через социальную сеть

Феофан Рыхловский, прп.

Смиренный и малоизвестный, но великий и глубоко почитаемый подвижник благочестия наших дней схиархимандрит Феофан (в миру Иоанн Феодо­сьевич Медведев) родился 20 октября1881 г. в с. Фастовцы Бахмачского р-на (бывшего Борзнянского уезда) на Черниговщине. Родителями его были благочестивые крестьяне Феодосий и Евфимия. Когда Иоанну было два года, умер его отец. Мать воспитала детей в вере и благочестии. Отрок Иоанн окончил три класса земской Фастовецкой школы.

Вместе с матерью Иоанн ходил на поклонение кo святым местам: в Киево-Печерскую Лавру, в Свято-Николаевский Рыхловский монастырь. Однажды, поклонившись святыне Рыхловского монастыря — чудотворному образу святителя Николая, отрок Иоанн остался при монастыре, несмотря на все уговоры матери. В монастырь будущий подвижник поступил перед праздником Рождества Божией Матери, 7 сентября. Позже батюшка всю жизнь с особой духовной радостью проводил этот день…

Первым послушанием молодого отрока Иоанна было будить братию на молитву. Батюшка с любовью нес также послушания в просфорне, на пасеке, в переплетной мастерской и монастырской лавке…

Чтобы укрепить молодого подвижника в вере и возбудить ревность к благочестию и молитвенному подвигу, Господь часто посещал его болезнями, и вместе с этим оказывал ему Свою милость, чудесно исцеляя от страданий, подкрепляя духовными видениями. Об этом батюшка сам рассказывал следующее: «В 22 года я сильно заболел и уже готовился к смерти: помаслособоровался, поисповедывался, причастился Святых Христовых Таин, простился с братией, ждал конца… Но молился о том, чтобы Господь сподобил прожить еще хотя бы год. Вдруг слышу сверху знакомый голос игумена Исаакия: “Там лучше!”. Я трижды просил о том, чтобы прожить еще хотя бы год, а голос трижды повторял: “Там лучше!”. Потом внезапно открывается дверь келии, входит незнакомый иеродиакон, препоясанный кресто­образно орарем, как перед Причастием, направляется в угол к иконам, останавливается и трижды поет громким голосом: “Многая лета!” Пропев, ушел. Дверь келии была закрыта на крючок, я лежал на одре возле двери. Вскоре я быстро выздоровел…

Однажды я сидел на полу, склонив голову на колени, один в келии, освещенной тихим мерцанием лампады. Затосковал… Вдруг слышу — кто‑то ходит из угла в угол (а келия была закрыта), шаги вроде как старика. Таинственный голос громко спросил меня: “Хочешь быть монахом?”. Я ответил: “Хочу”. Прошло немного времени, и архимандрит Евгений постриг меня в монашество с именем Иувеналий (в 1912 г.). Через год епископом Пахомием я был рукоположен во иеродиакона.

Войдя однажды после богослужения в свою келию, я увидел в углу Женщину в монашеском одеянии. Конечно, я очень изумился… Женщина оглянулась на меня, потом не спеша, не поворачиваясь, лицом к стене, вышла из келии. Встретив меня после этого, архимандрит Евгений спросил: “Не была ли у тебя Царица Небесная?”. И добавил: “Она была у меня и сказала, что теперь пойдет к Иувеналию”».

В 1920 г. епископом Иоанном (из Конотопа) отец Иувеналий был рукоположен во иеромонаха. Батюшка рассказывал, что в том же году закрыли Рыхловский монастырь. Накануне праздника святителя Николая (6 декабря по ст. ст.) отслужили всенощное бдение, а утром богослужение уже не совершалось… Полураздетых монахов выгоняли из келий, из монастыря. Если кто надел брюки, с того снимали, оставляя в одном подряснике. Некоторых увозили, но кони становились на дыбы, ржали. Люди плакали. Была страшная картина. Священников гнали до Коропа, затем до Кролевца.

Священнослужителей монастыря доставили в г. Кролевец, чтобы назначить на приходы. Предложили: кто хочет быстрее получить назначение, тот должен пойти нарубить столько‑то дров. Отец Иувеналий пошел рубить дрова. Получив указ на приход в Свято-Успенскую церковь с. Краснополье Коропского р-на, он не знал, как и чем туда добраться. Выйдя на улицу, увидел подводу, а извозчик сказал, что приехал специально за ним, да еще с запасным теплым тулупом. Это был первый батюшкин приход. Но вскоре, в 1922 г., староста церкви «подписался в “живую церковь”», а отца Иувеналия перевели в Свято-Троицкую церковь Коропа.

«Закрывают Троицкую церковь. Куда деваться? — вспоминал батюшка. — Вижу во сне в алтаре за престолом святителя Феодосия, святителя Николая и преподобного Серафима Саровского, которые советуются между собой, куда меня определить. Святитель Феодосий говорит, что хотел бы забрать меня в Чернигов, а святитель Николай говорит: “Спросим у Владыки”. Потом продолжает: “Это Рыхловской мой любимец, заберу его к себе”. Вскоре пришел указ епископа Стефана из Чернигова о назначении отца Иувеналия в Свято-Николаевскую церковь с. Рыботин, что рядом с Коропом, где он прослужил с 1929‑го по 1933 г.»

«С 1934‑го по 1941 г. я проживал в Коропе, — рассказывал батюшка. — Ходил по селам как рубщик дров с топориком за спиной. Подрясник поднимал, прятал под плащ, а на груди всегда носил запасные Святые Дары. Поздно вечером в каком‑либо доме верующих тайно собирались соседи, односельчане; всю ночь поучал собравшихся, молились, причащались Святых Христовых Таин».

Среди тяжелых испытаний Господь невидимо поддерживал и хранил отца Иувеналия, чудесно избавляя от неминуемой смерти.

«Однажды, — вспоминал старец, — двое повели меня зимой на речку топить. “Хватит тебе людей дурить!” Прорубили прорубь. Подняли подрясник, завязали им руки и голову, толкнули в прорубь. Один сказал: “Ударь прикладом по голове”. Другой ответил: “Да он и так уже готов”. А я пригнулся, посидел в ледяной воде, пока они ушли, потом вылез, вылил воду из сапог, выкрутил портянки и пошел в село. Обсушился, обогрелся на печке. Слава Богу за все!»

В эти годы отец Иувеналий тайно принял схиму с именем Феофан. Но до самой его блаженной кончины об этом почти никто не знал — все называли батюшку отцом Иувеналием.

В минуты сильных томлений духа, во время непосильной скорби старец находил себе утешение в уединении, вспоминая о страданиях Господа нашего Иисуса Христа. Со своими скорбями батюшка посещал святого преподобного отца Лаврентия в Чернигове.

В Коропе было семь приходов и девять церквей: Вознесенская и Илиинская, Троицкая и во имя святителя Феодосия Черниговского, Покровская, Воздвиженская, Преображенская, Успенская и Михайловская. В Михайловской церкви с 1922 по 1937 г. (когда эта церковь была разрушена) хранился чудотворный образ святителя Николая из Рыхловского монастыря. Затем эта святыня тайно хранилась у благочестивых жителей города.

В 1941 г. на нашу землю напали иноплеменники. Тогда же возобновились богослужения в храмах Коропа. Верующие просили отца Иувеналия служить в церкви во имя святителя Феодосия Черниговского, куда внесен был чудотворный образ святителя Николая. Преосвященный Борис, епископ Черниговский и Нежинский, утвердил батюшку вторым священником этой церкви.

Жил отец Иувеналий в старенькой, крытой соломой избушке, в восточной стороне которой находилась его келия с одним окошком на улицу. В келии было много икон, среди них — икона из Рыхловского монастыря с Нерукотворенным образом Спасителя, по молитвам перед которой батюшка не раз получал благодатную помощь.

Некоторое время отец Иувеналий был настоятелем Покровской церкви Коропа. Это был самый бедный приход — ему принадлежало всего 60 дворов. Батюшка начал по четвергам служить в церкви акафисты, внес в храм Нерукотворенный образ Спасителя. Люди из других приходов стали приходить на молитву в Покровскую церковь. Несколько священников озлобились на подъем духовной жизни в приходе отца Иувеналия и написали письмо Черниговскому архиерею с просьбой убрать отца Иувеналия из Коропа. Батюшку вызвали в Чернигов, владыка вручил ему письмо, в котором содержалась просьба… чтобы отца Иувеналия никогда никуда из Коропа не переводили. Вернувшись из Чернигова, батюшка показал письмо благочинному протоиерею Николаю Якубенко, который ознакомил его с копией письма, содержащей незаконную жалобу, от чего все были ошеломлены. Отец Иувеналий продолжал трудиться в Коропе.

4 (17) декабря1948 г., в праздник великомученицы Варвары, была освящена после ремонта Свято-Вознесенская церковь (построенная в 1764 г.), в которую перешли служить настоятелем благочинный и вторым священником отец Иувеналий. После смерти благочинного настоятелем стал батюшка, ревностно прослуживший здесь до ухода за штат на 89‑м году жизни, в июне1970 г.

Последний раз отец Иувеналий участвовал в совершении Божественной литургии на праздник святителя Николая, 19 декабря1976 г. После богослужения батюшка попросил старосту церкви Ивана Степановича Васько помочь обойти все иконы, чтобы приложиться к ним, сказав, что он уже в храме последний раз… Старчик простудился, заболел воспалением легких.

Отец Иувеналий помаслособоровался, исповедался, причастился Святых Христовых Таин. Вскоре он сказал: «Сегодня ночью я был со всеми мучениками… Видел великомучеников Георгия, Пантелеимона — всех мучеников». Потом сказал: «А вот есть мученики, тела которых не мучили, а они мученики». Этим он дал понять, что его болезнь была бескровным мученичеством.

18 января 1977 г., в Сочельник Крещения Господня, на 97‑м году жизни, слушая сидя утреннее молитвенное правило в окружении духовных чад, отец Иувеналий тихо и мирно предал свою душу в руки святых Ангелов, которые понесли ее на поклонение Богу. Батюшка «перешел от смерти в жизнь» вечную (см.: Ин. 5: 24).

Отпевание было совершено 21 января в Свято-Вознесенской церкви. Похоронили батюшку на Михайловском кладбище в Коропе. Простая могилка обложена дерном, на дубовом кресте — табличка с надписью: «Под крестом моя могила, на кресте моя Любовь. Молитеся, братья, Богу о прощении моих грехов. Схиархимандрит Феофаний (Архимандрит Иувеналий Медведев). 1881–1977»

Ж У Р Н А Л N 22

В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира

СЛУШАЛИ рапорт Преосвященного Иоанна, архиепископа Херсонского и Таврического, Председателя Комиссии по канонизации святых УПЦ о причислении к лику местночтимых святых Нежинской епархии схиархимандрита Феофана (Медведева) (+1977 г.).

Рассмотрев житие, труды, подвиги, чудеса и учитывая народное почитание схиархимандрита Феофана (Медведева)

ПОСТАНОВИЛИ:

1. Благословить для местного прославления и почитания схиархимандрита Феофана (Медведева).

2. Утвердить иконописное изображение Преподобного Феофана Рихловского.

3. Останки преподобного Феофана Рихловского считать святыми мощами.

4. Память святого Преподобного Феофана Рихловского совершать – 23 декабря / 5 января, в день его блаженной кончины.

5. Вознести благодарение Всемилостивому Богу, дивному во святых

Своих, что явил нам нового молитвенника за нашу Святую Церковь и наш народ.

Журналы Священного Синода Украинской Православной Церкви от 14 июня 2011 г.

Поделиться:

Обязательно к просмотру:
Икона Николая Чудотворца, значение, фото
Семистрельная икона Божией Матери, день празднования, значение, фото
Иверская икона Божией Матери, день празднования, значение, фото
Икона всех скорбящих Радость Божией Матери, день празднования, значение, фото
Всего комментариев: 0
avatar