Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Через социальную сеть

Лукиан Александровский, прп.

Прп. Лукиан родился около 1610 г. Его родители Димитрий и Варвара из города Галича Костромской губернии не имели детей и дали обет постричься в иноческий образ, если Господь даст им наследника. Вскоре Бог даровал им сына, нареченного в крещении Иларион. Когда отрок достиг 8-летнего возраста, Димитрий решил удалиться в монастырь, но сын стал умолять отца взять его с собой. Уразумев на то волю Божию, отец не отказал ему. Найдя пустынное место, Димитрий построил келью и стал жить с сыном в полном уединении, приняв со временем пострижение с именем Дионисия от одного пресвитера. Грамоте и Священному Писанию мальчик обучался у своего отца, от него же перенял понятие о земной жизни как о подвиге и пути к спасению. Варвара после разлуки с мужем и сыном раздала имение, удалилась в один из девичьих монастырей и, потрудившись там многие годы, преставилась к Господу в иноческом чине. Через некоторое время отошел к Богу и отец. Тогда, надеясь найти себе духовного наставника взамен отца, Иларион пришел в Мологский Афанасиевский монастырь и 3 года нес там послушания, приобретя уважение и любовь. Но затем послушник покинул обитель, не снося похвал, как грозной опасности для себя, и переместился в монастырь Покрова Богородицы близ г. Углича. Но и здесь, по той же причине, пробыл он недолго. Стремясь к совершенству, Иларион ощущал в себе силы искать подвига отшельнического, дабы полнее отдаться воле Божией. В благодатном откровении указано ему было идти в пределы Переславля-Залесского, в слободу Александровскую. В 1640 г. пришел он на место, где окруженная вековым лесом и болотами, стояла церковь в честь Рождества Богородицы с чудотворным образом Божией Матери, чудесно сохранившимся, несмотря на общую разоренность. Иларион поставил себе келью близ церкви и начал тут подвизаться. В том же году он был пострижен пришедшим к нему по велению Богородицы иеромонахом Феодосием и наречен Лукианом. Вскоре к ним присоединились еще несколько человек. Общими усилиями храм был восстановлен, построены кельи. Но затем последовало разорение образовавшегося братства окрестными жителями. На Лукиана наложили оковы и отправили в Москву к Патриарху; там он был оклеветан в «нечистой жизни» и отдан «под начал» в Чудов монастырь. Полный духовного мира и незлобия, смиренно воспринял он случившееся, как волю Божию, терпел всяческие лишения, безропотно неся самые тяжелые послушания. В 1646 году к Патриарху обратились иноки из Спасской пустыни Архангельской губернии с просьбой благословить способного начальника в эту северную обитель. Чудовский архимандрит Кирилл указал на Лукиана, рассказав о его добродетелях. Святейший Патриарх, подробно расспросив его, увидел глубину его ума, великое смирение и духовную мудрость. Лукиан был рукоположен в сан иеромонаха и назначен в архангельскую обитель строителем. В обители успешно возводились храмы и устраивалась иноческая жизнь по общежительному уставу. Это вызвало неприязнь некоторой части братии, которой строгий монастырский порядок был не по душе. Преподобный, видя, что большинство не вмещает насаждаемый им образ монашеского делания, не мог сам поступиться им в угоду слабейшим. Выход был один – благословив братию, отправился он в свои прежние намоленные места, в любимую им пустынь, к церкви Рождества Богородицы, снова поставил себе келью и начал упражняться в безмолвии. С несколькими пришедшими к нему братьями, молитвою и постом воевал он против врагов невидимых, но вскоре вынужден был вновь покинуть избранное им место и вернуться в обитель Чудову. Там он снова начал подвизаться на различных послушаниях. Монахи и благочестивые миряне, слушающие рассказы Лукиана о пустыни, избранной Самой Царицей Небесной и о явленных там чудесах от иконы Богоматери, пожелали обустроить это святое место. Благочестивые люди Москвы испросили у государя Алексея Михайловича и у Святейшего Патриарха Иосифа благословение на строительство пустыни и разрешение иеромонаху Лукиану священнодействовать там. Иждивением купцов оплачивались все постройки, и многие из них вскоре, оставив Москву, облеклись в монашеский чин. Сам преподобный, строго соблюдая церковное правило, ежедневно совершал Божественную службу. Бог даровал ему благодатные слезы, и без сердечного умиления никогда не совершал он святую Литургию. Всех приходивших к нему от суеты мира принимал он с любовью, как от руки Божией, и вскоре составилось братство из двенадцати человек. Строгость иноческой жизни, соблюдение полного устава в церкви, за трапезой и в кельях привлекали многих, все повиновались ему как Ангелу Божию, будучи готовы на всякое послушание. Однажды монахини Александровской слободы, жившие при церкви Рождества Христова, пришли к преподобному Лукиану с мольбой найти им подходящее место для жительства. Поддержали их просьбу купцы и служивые люди Александровой слободы и просили о создании у них при обветшавшей церкви Успения Божией Матери монастыря для инокинь, в котором хотели видеть его пастырем и попечителем. Преподобный сам руководил постройкой монастыря, утвердил общежительный устав и был для сестер пастырем и отцом, заботившимся обо всем потребном для жизни и спасения. Так на попечении у преподобного Лукиана оказалось два монастыря. Ему даны были по благодати Божией умилительный дар слова и дар прозорливости. Будучи 45 лет, подвижник выглядел как древний старец – труды и скорби, в изобилии сопровождавшие его жизнь, подточили силы. Спустя некоторое время он начал изнемогать телесно и вскоре подошел к порогу смертному. Чувствуя, что силы совсем уже оставляют его, преподобный Лукиан повелел отвести его в воссозданную его великим подвигом церковь Рождества Богородицы. Вдоволь помолившись перед чудотворным образом Той, Которой посвятил он всю свою жизнь, и чувствуя себя при последнем издыхании, просил он, чтобы его вывели из храма и положили на траву. И так преставился преподобный Лукиан 8 (21) сентября 1655 г. в престольный праздник своей обители, будучи похоронен, по завещанию своему, неподалеку от храма Рождества Богородицы. Почитание преподобного Лукиана началось сразу же после его преставления. В начале 18 в. при игумене Авраамии было написано его житие. В этой же летописи были записаны 11 чудес, совершенные по молитвам Преподобного и милостью Пресвятой Богородицы от святой Ее чудотворной иконы. В 1771 г. благодарные жители Александрова, избавленные от мора помощью Божией и совершением крестного хода с монастырской чудотворной иконой Рождества Богородицы, устроили над могилой преподобного Лукиана часовню. В рукописях 18 и 19 вв. Лукиан назывался уже преподобным и святым отцом. В 1992 году, через год после возобновления монастырского жительства в Лукиановой пустыни, были обретены мощи прп. Лукиана по благословению Правящего архиерея Владимирской и Суздальской епархии епископа Евлогия (Смирнова) и совершено торжество его прославления в чине местночтимых святых Владимирской епархии. С этих пор они почивают в монастырском храме Богоявления в резной деревянной раке.

Поделиться:

Обязательно к просмотру:
Икона Николая Чудотворца, значение, фото
Семистрельная икона Божией Матери, день празднования, значение, фото
Иверская икона Божией Матери, день празднования, значение, фото
Икона всех скорбящих Радость Божией Матери, день празднования, значение, фото
Всего комментариев: 0
avatar