Параскева Ржевская, прп.

Во Ржеве в прежнее время был Христорождественский женский монастырь, впоследствии обращенный в приходскую церковь; об этом монастыре упоминается у Строева (Списки настоятелей, стр. 483), у В. Зверинского (Материалы для истории монастырей в России, Ш т. № 2214), но не упоминается об игуменье Параскеве и она остается совершенно неведомою миpy, хотя о ней, как о «святой», упоминает архимандрит Леонид — «Св. Параскева, игуменья Рождественскаго монастыря, в г. Ржеве Тверской епархии, не канонизована, погребена близ церкви бывшего монастыря». Но никто во Ржеве не знает ни памятника, ни самой могилы игуменьи Параскевы.

Филимонов в Иконописном Подлиннике (стр. 35) так описывает ее изображение: «преподобная матерь наша Параскева, Ржевская игуменья; на главе клобук лазоревый со кресты, преподобническия ризы, исподняя санкир, в pyке свиток, а другая (левая) у персей». В таком виде она изображена на иконе Собора Тверских святых.

В Москве существовала церковь преподобной Параскевы Ржевской в Чертольи у Пречистенским Ворот на Нарышкинском дворе. Московская Церковь пр. Параскевы Ржевской, с приделом св. Великомученицы Параскевы Пятницы, построена была по следующему случаю: в 1531 г., по повелению великого князя Василия Ивановича, принесены были из Ржева в Москву для обновления «две обветшавшия многими леты» чудотворные иконы преп. Параскевы и великомуч. Параскевы Пятницы. Великий князь «с великою верою и желанием» велел обновить чудотворныя иконы, украсить их «лепо сребром и златом», снять с них копии и также украсить их и поставить им церковь прекрасную, на Новом, близ Покрова Пресв. Богородицы. По обновлении чудотворных икон, сам великий князь с крестным ходом проводил их до того места, где был построен храм в честь их, и «новопоставленную церковь велел свящать и молебная пети и божественную литургию в ней совершати», (что было 27 ноября 1531 г.), а иконы (подлинные чудотворные) препровождены были во Ржев, где 29 ноября (вероятно в день прибытия икон) праздновалось в честь пр. Параскевы Ржевской и св. Параскевы Пятницы. Это празднество (как видно из Устава Успенского собора) совершалось и в Москве с крестным ходом «к Пятнице Ржевской» на Чертолье. (Русск. Истор. Библ. 37 стр.). С 1685 г. cведения о церкви пр. Параскевы Ржевской в Москве прекращаются.

Не следует ли под именем преподобной Ржевской Параскевы разуметь преподобную Параскеву, чтимую в Молдавии, память которой совершается 14 октября (а Ржевской Параскеве было празднование 13 октября). На эту мысль наводит замечание современника, описанного освящение в Москве храма преподобной Параскевы Ржевской, а именно то, что при этом торжестве присутствовал великий князь с вел. княгинею Еленою, супругою его сына, (Иоанна) и боярами. Елена была дочь молдавского господаря Стефана и в первые годы княжения Василия Ивановича имела на него сильное влияние (до того, что он, минуя своего сына Василия, возвел на престол внука своего, сына Елены, Димитрия Ивановича...). Вероятно, Елена и в Москве пожелала установить особое празднование в честь глубоко чтимой в Молдавии Параскевы Ясской. Этому предположению, по видимому, противоречит то, что чудотворные иконы Параскевы были принесены «обветшавшия многими леты» из Ржева... В настоящее время в Успенском соборе во Ржеве находится древняя свято чтимая икона св. великомученицы Параскевы Пятницы (по преданию обновленная в Москве), но ни в соборе ни в других храмах г. Ржева нет никакой иконы преп. Параскевы игуменьи Ржевской.

Статья из книги «Тверской патерик:

"Краткие сведения о тверских местно чтимых святых»

Автор:

Архиепископ Тверской и Кашинский Димитрий

(Дмитрий Иванович Самбикин)

Поделиться:

Всего комментариев: 0
avatar