Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Через социальную сеть

Молитва Архангелу Михаилу

6 сентября – память святого Архангела Михаила по новому стилю

21 ноября – Собор архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных Теодор Поулакис,

«Молитва Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» является, вероятно, одной из наиболее распространенных в наши дни апокрифических молитв1). Она часто называется просто «Молитва Архангелу Михаилу» (ее не следует смешивать с молитвами Архангелу Михаилу, не содержащими апокрифических элементов).
Приведем тот из современных вариантов этой молитвы, который, по нашим наблюдениям, является одним из самых популярных (орфография и пунктуация текста оставлены нами без изменений):

Молитва Архангелу Михаилу
Господи, Боже Великий, Царю безначальный, пошли Архангела Твоего Михаила на помощь рабам Твоим (имя). Защити, Архангеле, нас от всяких врагов, видимых и невидимых. О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Демонов сокрушитель, запрети всем врагам, борющимся со мною, и сотвори их яко овцы, и смири их злобные сердца, и сокруши их, яко прах перед лицем ветра. О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Шестикрылый первый Князь и Воевода Небесных Сил – Херувимов и Серафимов, буди нам помощник во всех бедах, скорбях, в печалях, в пустыни и на морях тихое пристанище. О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Избави нас от всякия прелести диавольския, егда услышишь нас, грешных, молящихся Тебе, и призывающих имя Твое Святое. Ускори нам на помощь и побори всех, противящихся нам, силою Честнаго и Животворящего Креста Господня, молитвами Пресвятой Богородицы, молитвами святых Апостолов, Святителя Чудотворца Николая, Андрея, Христа ради, юродивого, св. пророка Илии и всех святых великомучеников: св. мучеников Никиты и Евстафия, и всех преподобных отцов наших, от века Богу угодивших и всех святых Небесных Сил. О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Помоги нам грешным (имя) и избавь нас от труса, потопа, огня, меча и напрасной смерти, от великого зла, от врага льстиваго, от бури поносимой, от лукавого избавь нас всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Святой Архистратиг Божий Михаил, молниеносным мечом Твоим отжени от мене духа лукавого, искушающего и томящего мя. Аминь.


Этот текст представляет собой несколько измененную версию широко распространенной в народной среде в XVI-нач. XX вв. «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил»2). В 1913 г. А. И. Яцимирский опубликовал несколько списков этой апокрифической («ложной») молитвы и указал на русское происхождение этого текста3). Один из вариантов молитвы («Молитва к Господу нашему Исусу Христу, ко святому архангелу Михайлу») был опубликован Д. С. Лихачевым по списку XVII века из Библиотеки Российской Академии наук. Д. С. Лихачев считал, что данная молитва была написана в 1572 или 1573 г. Иваном Грозным под псевдонимом Парфений Уродивый вместе с Каноном Ангелу Грозному воеводе4).
Однако А. А. Турилов и А. В. Чернецов указали на сомнительность подобной атрибуции. Они обнаружили список молитвы, составленный не позднее середины XVI в. Кроме того, исследователи отметили, что данная молитва была очень популярна в письменности XVI–XIX вв. и сохранилась в сотнях списков, нередко она включалась в сборники заговоров5). Одним из вариантов «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» является «Молитва Михаилу и Гавриилу архангелам»6).
Распространенные в наши дни варианты «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» не особенно отличаются друг от друга. Различия могут быть вызваны ошибками и искажениями при копировании. Так, вместо сотвори их яко овцы мы можем найти сотвори их яко выцы. Разнится также степень «осовременивания» языка молитвы. Церковнославянские языковые формы (посли, сокрушителю, княже, воеводо, Пресвятыя, льстиваго, мечем7)) могут заменяться русскими (пошли, сокрушитель, князь, воевода, Пресвятой, льстивого, мечом).
В последние годы «Молитва Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» распространяется также под названием «Молитва за президента России». В этом варианте «имярек» заменяется на имена и В. В. Путина, и Д. А. Медведева: Господи Боже, Великий Царю, Безначальный, пошли Господи Архангела Твоего Михаила на помощь рабам Своим Димитрию и Владимиру; или: Господи Боже, Великий Царю, Безначальный, пошли, Господи, Архангела Твоего Михаила на помощь рабу Своему Владимиру (Димитрию). 


Субъект «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» просит защитить его от лукавого (избави нас от всякия прелести диавольския; отжени от мене духа лукавого, искушающего и томящего мя). Молящийся хочет получить защиту от всяких врагов, видимых и невидимых (запрети всем врагам, борющимся со мною, и сотвори их яко овцы, и смири их злобные сердца, и сокруши их, яко прах перед лицем ветра; избавь нас… от врага льстиваго). Он стремится обеспечить собственную безопасность в разных жизненных ситуациях, которые подробно перечисляются (буди нам помощник во всех бедах, скорбях, в печалях, в пустыни и на морях тихое пристанище; избавь нас от труса, потопа, огня, меча и напрасной смерти, от великого зла).

Отметим, что в тексте «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» отсутствуют такие обычные для канонической молитвы прошения, как, например, следующие: «Царствия Божия причастника мя сотвори»8), «настави мя на путь спасения,… молися за мя ко Господу, да утвердит мя в страсе Своем»9), «испроси… падшим возставление»10), «умоли Господа Бога даровати ми оставление всех моих грехов»11), «возстави мя падшагося многими грехи; обнови душу мою покаянием»12). Прошений о даровании покаяния, об оставлении грехов нет и в другой распространенной апокрифической молитве – современной «Молитве задержания»13).
Но там, где нет истинного покаяния и самоуничижения, там не может быть и правильного молитвенного настроения. Искание «Царства Божия и правды Его» (Мф. 6:33) вытесняется из сознания субъекта молитвы заботой о земном и страхом перед видимыми и невидимыми врагами. 


Одно из прошений «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» звучит так: Ускори нам на помощь и побори всех, противящихся нам, силою Честнаго и Животворящего Креста Господня, молитвами Пресвятой Богородицы, молитвами святых Апостолов, Святителя Чудотворца Николая, Андрея, Христа ради, юродивого, св. пророка Илии и всех святых великомучеников: св. мучеников Никиты и Евстафия, и всех преподобных отцов наших, от века Богу угодивших и всех святых Небесных Сил.
Однако в церковной традиции обращаться с подобным прошением можно только к Господу! Складывается впечатление, что в сознании субъекта молитвы Архангел Михаил занимает место Бога. Епископ Сумской Евлогий (Гутченко) замечает: «В этой молитве неизвестными сочинителями приписывается Архангелу Михаилу чуть ли не Божеское достоинство, к нему молится Матерь Божия и святые угодники. Православное вероучение ставит Богородицу выше Херувимов и Серафимов и всех Небесных Сил. Матерь Божия, святые архангелы и ангелы и угодники Божии совершают свою молитву о нас не перед Архангелом Михаилом, а перед Господом Богом». Таким образом, в «Молитве Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» имеет место откровенное искажение учения Церкви14).
В некоторых списках XVI-нач. XX вв. Архангелу Михаилу усвояется Святой Дух: «О чюдный архистратиже страшный Михайле архангеле, хранителю неизреченных таин, егда услышиши глас раба Божия имрек, призывающаго тя на помощь, Михайле архангеле, услыши и ускори на помощь мою и прожени от мене вся противныя нечистыя духи, силою Святого твоего Духа, молитвами святых апостол и святых пророк, святых святитель и святых мученик и святых пустынник, святых безмездник и святых столпник, святых мучениц и всех святых праведник, угодивших от века Христу молитвами их»15). Существовали списки «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил», в которых субъект молитвы обращается к Господу и Архангелу Михаилу как к одному лицу: «Господи, Господи великий Архангеле Михаиле, услыши глас грешнаго раба своего (имярек), молящагося к тебе и призывающаго на помощь мою имя твое пресвятое, ускори щедрый на помощь мою и услыши молитву мою»16). В том варианте, который известен под названием «Молитва Михаилу и Гавриилу архангелам», в сознании субъекта молитвы смешиваются образы Господа и обоих этих Архангелов: «Господи, Господи, великий архистратизе, демонов сокрушницы, запретите всем врагам, борющимся со мною… Господи, Господи велики, Михаиле и Гаврииле архистратизи, когда услышите глагол раба своего (имя река), призывающаго вас на помощь себе, скорите на помощь мою… оградите мя силою Святаго Духа и молитвами Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснадевы Марии, святых небесных сил, ангел и архангел, и святых апостолов, пророков и святых святителей, преподобных отец, праведников и безсребреников, и святых мучеников, и мучениц, преподобных жен и всех святых отец молитвами великим воеводам небесных сил»17).
В отличие от апокрифических текстов, церковное вероучение не допускает какого-либо смешения ангелов с Господом – Творцом ангелов. 


В некоторых вариантах «Молитва Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» сопровождается приписками, свидетельствующими о том, что она могла играть роль оберега: «Аще который человек котораго дни прочитает молитву сию, того дня не прикоснется к нему диавол, ни злой дух, и той человек будет иметь на души и сердци своем веселие. И аще который человек преставится от жития сего, то ад душу его не примет»18); «Аще который человек котораго дни прочитает молитву сию и того дни не прикоснется к нему дьявол незлой человек ниленостию блазнится сердце его аще или человек преставится от жития сего, то над душой его не примет силы»19).

Из подобных «инструкций» следует, что владельцу молитвы нет необходимости стремиться к жизни во Христе, соблюдая заповеди. Действительно, зачем нужно жить «достойно благовествования Христова» (Флп. 1:27), если достаточно лишь ежедневно читать «молитву сию», и избавление от ада и «на души веселие» гарантированы?..
В народной среде функциями оберега наделялась не только «Молитва Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил», но и другие апокрифические тексты, например, «Сон Богородицы»: «Кто этот сон станет по трижды в день читати, на главе держати и в чистоте носити, тот человек от Бога спасение получит»20); «И аще кто его в пути своем с собою носит, тому человеку во всяком пути не прикоснется диявол, ни злой человек, ниже нечистой дух. И еще который человек сон твой, Богородице, в дому у себя держит, и тому человеку ни татьбы, ни разбойникам; в том дом – рабом здравие и скотом житие, господину прибыток; по водам – тихое пристанище и во беседе – честь»21); «Аще которой человек при смерти своей помянет или прочитает, или кому даст прочитать, и кто с верой послушает сего Божественнаго писания, тот человек муки вечной и огня палящаго, и тартарара преисподняго избавлен будет… Аще который сему листу будет верить и при себе иметь будет, или кто напишот, или кто с верою послушает сего Божественнаго писания,… и тот человек иметь себе будет отпущение грехов, и восприимут душу его ангелы господни из тела его, и донесут до царствия небеснаго Аврааму в рай»22).
Во всех такого рода случаях мы встречаемся с суеверной убежденностью в том, что можно достичь земного благополучия и вечного спасения путем чтения либо просто хранения текста, которому приписывается магическая сила.


Порой к тексту «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» делаются следующие примечания: «Сия молитва написана на паперти Архангела Михаила в Москве, яже именуется Чудов монастырь»; «Молитва эта была написана на паперти храма Архистратига Михаила в Москве, в Кремле, в Чудовом монастыре, взорванном вскоре после октябрьского переворота».
Нет никаких достоверных источников, которые могли бы подтвердить истинность этой версии происхождения молитвы. Здесь мы имеем дело со стремлением создателей и распространителей апокрифических произведений вызвать доверие к сомнительным текстам. Скажем, ссылка на имя святого подвижника должна придать апокрифам больше веса в глазах читателей. «Молитва Киприана», например, связывается с именем сщмч. Киприана, епископа Антиохии Писидийской (память 2/15 окт.), одна из редакций апокрифического «Сказания о двенадцати пятницах» – с именем сщмч. Климента, папы Римского, «Молитве задержания» приписывается происхождение из сборника молитв афонского старца Пансофия. Попытка связать происхождение «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» именно с Чудовым монастырем объясняется, вероятно, тем, что этот монастырь был основан свт. Алексием Московским при храме, освященном во имя Чуда Архангела Михаила в Хонех23).

Рассказы о чудесном появлении текста и о его магической силе встречаются и в так называемых «магических письмах». К этому типу сакрального текста относятся «святые», «небесные» письма и «письма счастья». Чудесное появление «небесного письма» является обоснованием его магической силы: «Эта молитва берет свое начало в Иерусалиме, и кто получит ее, должен в течение 9 дней посылать ее другим лицам. Кто исполнит это – будет иметь освобождение от несчастий»24); «В Иерусалиме, во время литургии, был слышен голос говорящий: „всякому, кто будет читать эту молитву, того Бог избавит от бедствий!“ Эта молитва была прислана Епископу, чтобы он разослал ее девяти лицам, и сказано: кто не хочет этого сделать, того постигнет большое несчастье»25). Чудесное появление магического письма, как и происхождение «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил», может связываться с папертью монастыря. В одном из «небесных писем», которые распространялись в СССР во второй половине 1920-х – начале 1930-х гг., сказано: «Послание это найдено на паперти закрытого монастыря во имя 42х мучеников на Новом Афоне. Кто прочтет это послание и перепишет на 7 листах и разошлет 7 верующим, тому прощается 49 грехов»26). Сверхестественное «обретение» некоторых вариантов «святых писем» связывается с иконой или алтарем Архангела Михаила: «Это письмо было найдено в городе Риме, в алтаре Святого Архангела Михаила, никто не знал откуда оно, написанное золотыми буквами…»; «письмо… висело на иконе святого архангела Михаила на Маслиновой горе, письмо висело на маслиновом дереве»; «сие письмо найдено в земле Британской, на горе Таборе, под образом св. Михаила»27).


В тех списках «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил», которые были распространены в XVI-нач. XX вв., встречались заговорные формулы: «соблюди раба Божия в бедах и в скорбех и в печалех, на распутиях, на реках, и в пустынях, в ратех, в царех, и в князех, в вельможах, и в людех, и во всякой власти»28), «сотворите мя честна у царя и у властей, и у князей, и у вельмож и у людей»29). В вариантах молитвы, имеющих хождение в наши дни, фольклорные элементы стали менее заметны. И все же «оцерковить» текст, изначально бывший нецерковным, не удается. Отсутствие подлинно христианского молитвенного настроения вкупе с ложным представлением об Архангеле Михаиле продолжают свидетельствовать об апокрифическом происхождении «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил».
 
Примечания
[1] Об апокрифических, или неканонических, молитвах см.: «Молитва задержания». 
[2] См., напр.: Молитва Архангелу Михаилу, грозному воеводе небесных сил // П. С. Ефименко. Заклинания, наговоры, обереги. М.: 1878. Ч. 2. Народная словесность. С. 164—165. ; Молитва архангелу Михаилу // Там же. С. 165. ; Молитва Архистратигу Михаилу Грозному воеводе небесной силы // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. Отд. II. С. 83—84. ; Молитва Михаилу Архангелу Грозному Воеводе Небесных сил // Там же. С. 11—12. .
[3] См.: В. М. Быкова. Молитва архангелу Михаилу в рукописном собрании музея-заповедника «Кижи» // Кижский вестник № 10. Ред.-сост. И. В. Мельников. Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2005. .
[4] Там же. См. также: Д. С. Лихачев. Канон и молитва Ангелу Грозному воеводе Парфения Уродивого (Ивана Грозного). .
[5] См.: В. М. Быкова. Молитва архангелу Михаилу в рукописном собрании музея-заповедника «Кижи» // Кижский вестник № 10. Ред.-сост. И. В. Мельников. Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2005. .
[6] Молитва Михаилу и Гавриилу архангелам // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 9—11. .
[7] Здесь и далее цитаты из «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» выделены курсивом.
[8] Молитва Ангелу Хранителю. Из канона Ангелу Хранителю // Православный молитвослов и Псалтирь. Издание Свято-Данилова монастыря, 1995. С. 70.
[9] Молитва 9-я, ко Ангелу Хранителю. Из молитв утренних // Там же. С. 16.
[10] Молитва Преподобному Сергию, Радонежскому чудотворцу // Там же. С. 211.
[11] Молитва Святителю Николаю // Там же. С. 215.
[12] Молитва ко святому Иоанну Предтече. Из канона святому Иоанну Предтече // Там же. С. 81.
[13] «Молитва задержания». .
[14] Архимандрит Евлогий (Гутченко), ректор Одесской Духовной Семинарии. Основные условия правильной молитвы. .
[15] Д. С. Лихачев. Канон и молитва Ангелу Грозному воеводе Парфения Уродивого (Ивана Грозного). .
[16] См.: В. М. Быкова. Молитва архангелу Михаилу в рукописном собрании музея-заповедника «Кижи» // Кижский вестник № 10. Ред.-сост. И. В. Мельников. Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2005. .
[17] Молитва Михаилу и Гавриилу архангелам // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 9—11. .
[18] Цит. по: В. М. Быкова. Молитва архангелу Михаилу в рукописном собрании музея-заповедника «Кижи» // Кижский вестник № 10. Ред.-сост. И. В. Мельников. Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2005. .
[19] Молитва Михаилу Архангелу Грозному Воеводе Небесных сил // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 11—12. .
[20] Сон Пресвятыя Богородицы («Мати моя возлюбленная, где ты была-побывала?..») // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 81. .
[21] Сон Пресвятыя Богородицы («Пресвятыя Владычицы, Мати Христа Бога нашего спала еси…») // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 18—19. .
[22] [Сон Пресвятыя Богородицы] («Опочивала еси Владычица наша…») // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 87—88. .
[23] См., напр.: Алексий, свт., митр. всея Руси. .
[24] А. А. Панченко. Ускользающий текст: пророчество и магическое письмо. .
[25] Молитва («…помилуй нас и всех людей твоих!..») // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 85. .
[26] Цит. по: А. А. Панченко. Ускользающий текст: пророчество и магическое письмо. .
[27] Е. Н. Квилинкова. Варианты «эпистолий» о воскресном дне, зафиксированные в гагаузских селах юга Молдовы. .
[28] Д. С. Лихачев. Канон и молитва Ангелу Грозному воеводе Парфения Уродивого (Ивана Грозного). .
[29] Молитва Михаилу и Гавриилу архангелам // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 9—11. .

Видео

Молитвы Святому Архангелу Михаилу

Молитва первая

Святый и великий Архангеле Божий Михаиле, неисповедимыя и пресущественныя Троицы первый во Ангелех предстоятелю, рода же человеческаго приставниче и хранителю, сокрушивый с воинствы своими главу прегордаго Денницы на небеси и посрамляяй выну злобу и коварства его на земли! К тебе прибегаем с верою и тебе молимся с любовию: буди щит несокрушим и забрало твердо Святей Церкви и Православному Отечествию нашему, ограждая их молниеносным мечем твоим от всех враг, видимых и невидимых. Не остави же, о Архангеле Божий, помощию и заступлением твоим и нас, прославляющих днесь святое имя твое: се бо, аще и многогрешни есмы, обаче не хощем в беззакониих наших погибнути, но еже обратитися ко Господу и оживленным быти от Него на дела благая. Озари убо ум наш светом лица Божия, иже выну сияет на молниевиднем челе твоем, да возможем разумети, что есть воля Божия о нас, благая и совершенная, и ведети вся, яже подобает нам творити и яже презирати и оставляти. Укрепи благодатию Господнею слабую волю и немощное произволение наше, да, утвердившеся в законе Господнем, престанем прочее влаятися земными помыслы и похотении плоти, увлекающеся по подобию несмысленных детей скорогибнущими красотами мира сего, яко ради тленнаго и земнаго безумне забывати вечная и небесная. Над всеми же сими испроси нам свыше дух истиннаго покаяния, нелицемерную печаль по Бозе и сокрушение о гресех наших, да остающее нам число дний временнаго живота нашего иждивем не во угождении чувств и работе страстем нашим, но во изглаждении зол, содеянных нами, слезами веры и сокрушения сердечнаго, подвигами чистоты и святыми делами милосердия. Егда же приблизится час окончания нашего, освобождения от уз бреннаго сего телесе, не остави нас. Архангеле Божий, беззащитных противу духов злобы поднебесных, обыкших преграждати душе человечестей восход в горняя, да, охраняеми тобою, безпреткновенне достигнем оных преславных селений райских, идеже несть печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная, и, сподобльшеся узрети пресветлое лице Всеблагаго Господа и Владыки нашего, падше со слезами у ног Его, в радости и умилении воскликнем: слава Тебе, дражайший Искупителю наш, Иже за премногую любовь Твою к нам, недостойным, благоволил еси послати Ангелы Твоя в служение спасению нашему! Аминь.

Молитва вторая

О святый Михаиле Архангеле, помилуй нас, грешных, требующих твоего заступления, сохрани нас, раб Божиих (имена), от всех видимых и невидимых враг, паче же подкрепи от ужаса смертнаго и от смущения диавольскаго и сподоби нас непостыдно предстати Создателю нашему в час страшнаго и праведнаго Суда Его. О всесвятый, великий Михаиле Архистратиже! Не презри нас, грешных, молящихся тебе о помощи и заступлении твоем в веце сем и в будущем, но сподоби нас тамо купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Молитва третья

Господи, Боже Великий, Царю безначальный, пошли Архангела Твоего Михаила на помощь рабам Твоим (имярек). Защити, Архангеле, нас от всяких врагов, видимых и невидимых. О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Демонов сокрушитель, запрети всем врагам, борющимся со мною, и сотвори их яко овцы, и смири их злобные сердца, и сокруши их, яко прах перед лицем ветра. О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Шестикрылый первый Князь и Воевода Небесных Сил — Херувимов и Серафимов, буди нам помощник во всех бедах, скорбях, в печалях, в пустыни и на морях тихое пристанище. О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Избави нас от всякия прелести диавольския, егда услышишь нас, грешных, молящихся Тебе, и призывающих имя Твое Святое. Ускори нам на помощь и побори всех, противящихся нам, силою Честнаго и Животворящего Креста Господня, молитвами Пресвятой Богородицы, молитвами святых Апостолов, Святителя Чудотворца Николая, Андрея, Христа ради, юродивого, св. пророка Илии и всех святых великомучеников: св. мучеников Никиты и Евстафия, и всех преподобных отцов наших, от века Богу угодивших и всех святых Небесных Сил. О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Помоги нам грешным (имярек) и избавь нас от труса, потопа, огня, меча и напрасной смерти, от великого зла, от врага льстиваго, от бури поносимой, от лукавого избавь нас всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Святой Архистратиг Божий Михаил, молниеносным мечом Твоим отжени от мене духа лукавого, искушающего и томящего мя. Аминь.

Тропарь Архангелу Михаилу Тропарь, глас 4

Небесных воинств Архистратиже, молим тя присно мы недостойнии, да твоими молитвами оградиши нас кровом крил невещественныя твоея славы, сохраняя ны, припадающия прилежно и вопиющия: от бед избави ны, яко чиноначальник Вышних Сил.

Архангел Михаил — один из высших ангелов, принимающий самое близкое участие в судьбах Церкви. Священное Писание нас учит, что, кроме физического, существует великий духовный мир, населенный разумными, добрыми существами, именуемыми ангелами. Слово "ангел" на греческом языке значит вестник. Священное Писание их именует так потому, что Бог нередко через них сообщает людям Свою волю. В чем же собственно состоит их жизнь в духовном мире, который они населяют, и в чем заключается их деятельность — мы почти ничего не знаем, да, в сущности, и понять не в состоянии. Они пребывают в условиях, совершенно отличных от наших материальных: там время, пространство и все жизненные условия имеют совсем иное содержание. Приставка "архи" к некоторым ангелам указывает на их более возвышенное служение сравнительно с другими ангелами.

Имя Михаил — на еврейском значит "Кто, как Бог". Священное Писание, повествуя о явлении ангелов различным людям, собственным именем называет только некоторых из них, — по-видимому тех, которые несут особую миссию в утверждении Царства Божия на земле. Среди них — архангелы Михаил и Гавриил, упоминаемые в канонических книгах Писания, а также архангелы Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил и Варахиил, упоминаемые в неканонических книгах Писания. Архангел Гавриил обычно являлся некоторым праведникам в качестве вестника великих и радостных событий, касающихся народа Божия (Дан. 8, 16, 9, 21; Лук. 1, 19-26). В книге Товита архангел Рафаил говорит о себе: "Я — Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго" (Тов. 12, 15). Отсюда возникло убеждение, что на Небе существует семь архангелов, одним из которых является архангел Михаил.

Архангел Михаил в Писании именуется "князем", "вождем воинства Господня" и изображается, как главный борец против диавола и всякого беззакония среди людей. Отсюда его церковное именование "архистратиг", т. е. старший воин, вождь. Так, архангел Михаил явился Иисусу Навину в качестве помощника, при завоевании израильтянами Обетованной земли. Он явился пророку Даниилу в дни падения Вавилонского царства и начала созидания Мессианского царства. Даниилу было предсказано о помощи народу Божию со стороны архангела Михаила в период предстоящих преследований при Антихристе. В книге Откровения архангел Михаил выступает как главный вождь в войне против дракона-диавола и прочих взбунтовавшихся ангелов. "И произошла война на Небе: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною". Апостол Иуда кратко упоминает об архангеле Михаиле, как о противнике диавола. (Нав. 5, 13; Дан. 10; 12, 1; Иуд. 9; Откр. 12, 7-9; Лк. 10, 18).

В духе Священного Писания некоторые отцы Церкви видят архангела Михаила участником других важных событий в жизни народа Божия, где, впрочем, он не называется по имени. Так, например, его отождествляют с таинственным огненным столпом, шедшим перед израильтянами во время их бегства из Египта и погубившим в море полчища фараона. Ему же приписывают поражение огромного ассирийского войска, осаждавшего Иерусалим при пророке Исаии. (Исх. 33, 9, 14, 26-28; 4 Цар. 19, 35).

Церковь почитает архангела Михаила как защитника веры и борца против ересей и всякого зла. На иконах его изображают с огненным мечом в руке, или копьем низвергающим диавола. В начале IV века Церковь установила праздник "Собора" (т. е. совокупности) святых ангелов во главе с архангелом Михаилом 8 ноября (нов: 21 ноября).

Поделиться:

Обязательно к просмотру:
Пресвятая Богородица, молитвы ко Пресвятой Богородице
Молитва Пресвятой Троице
Молитва и акафист Матроне Московской, святая Матрона Московская
Молитва Николаю чудотворцу
Всего комментариев: 0
avatar