Святая Анна с Младенцем Марией


СВЯТАЯ АННА С МЛАДЕНЦЕМ МАРИЕЙ

Икона изображает Анну, держащую на руках Марию, как обычно Богородица держит на руках Спасителя.

Троице-Сергиева лавра: живопись 14-го века.
Хотя древние описи и другие рукописные документы не сохранили записей о происхождении иконы XIV в. "Анна с младенцем Марией"6, ее следует считать работой югославян-ского мастера, о чем говорят некоторые ее художественные и иконографические черты. Любопытно, что до 1922 г. это произведение числилось в монастырских Описях богородичной иконой "Умиление", по-видимому, потому, что для русской живописи изображение младенца Марии на руках у Анны нехарактерно. Икона представляет большой интерес не только с точки зрения иконографии, но главным образом благодаря высокому совершенству живописи. Анна в ярко-красном мафории и зеленом хитоне прижимает к себе младенца Марию, окутанную в пурпурно-коричневые одежды с ломкими золотыми складками. Яркость красного мафория Анны подчеркивается зеленым цветом ее хитона и головного платка. Но если одежды написаны свежими, чистыми красками, то совсем иные приемы отличают письмо ликов. Поразительно отсутствие румянца, обычного в памятниках как русского, так и византийского круга. Поэтому употребляемые мастером-иконописцем мягкие, теплые охристые тени на шее, на лбу и на щеках Анны и младенца придают ликам несколько необычный колорит. "Движки", высветляющие объемы ликов и рук, наложены плавно и мягко. Большие, миндалевидного разреза глаза Анны проникнуты выражением грусти. В правом углу иконы помещено исполненное в той же красно-зеленой гамме погрудное изображение благословляющего Анну с Марией Христа. Сочетание мягкой живописной лепки ликов без румянца с ярким колоритом одежд и необычностью иконографического типа убеждает в том, что это памятник нерусского происхождения.
 

Поделиться:

Всего комментариев: 0
avatar
X

ПОДПИСАТЬСЯ

Вступайте в нашу православную группу в соц. сетях